Up

Благотворительный фонд Чижова

19 сентября 2021, 07:07
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

Отель Марриотт

HeadHunter

Главная / Аналитика / Кому нужен 5G, зачем корове чип в желудке, LTE на М4 и железной дороге – глава воронежского филиала МТС Василий Голуб

03.08.2021, 21:00

Кому нужен 5G, зачем корове чип в желудке, LTE на М4 и железной дороге – глава воронежского филиала МТС Василий Голуб

Воронеж. 03.08.2021. ABIREG.RU – Аналитика – В мае 2021 года воронежский филиал МТС возглавил Василий Голуб, который до этого занимал аналогичный пост в Костроме. А уже в июне на Питерском экономическом форуме МТС подписали с Воронежской областью миллиардное соглашение. В эксклюзивном интервью «Абирегу» Василий Голуб рассказал о том, кому действительно нужна связь 5G, как использовать интернет вещей на производстве и в сельском хозяйстве и зачем нужно бежать еще быстрее.

– В рамках соглашения с правительством Воронежской области на ПМЭФ-2021 компания МТС заявила об инвестициях в 1 млрд рублей. Какие проекты планируете реализовать на эти деньги?

– Соглашение с правительством Воронежской области действует до конца 2024 года. В этот период мы планируем ряд масштабных проектов. Во-первых, инвестиции пойдут на развитие сетей в сельских районах области – мы планируем обеспечить голосовой связью и быстрым мобильным интернетом небольшие населенные пункты, входящие в Воронежскую агломерацию в Новоусманском, Рамонском, Семилукском, Хохольском и Каширском районах. В этот проект мы включили и относительно крупный поселок Хохольский, села Губарево, Каширское, Бор, Рогачевку и совсем небольшие населенные пункты с численностью населения около 100 человек. Главный критерий, по которому мы выбирали локации для строительства, – уровень трафика. Идем туда, где жители активно пользуются мобильными интернетом и им точно нужны бОльшие скорости.

Плюс в этом году мы начали реализацию большой программы по обеспечению коврового покрытия во всех райцентрах области. До конца 2021 года повышенные 4G-скорости и 100%-е LTE-покрытие придут в Анну, Бобров, Новую Усмань, Павловск, Богучар, Бутурлиновку, Калач, Поворино, Эртиль, Кантемировку, Грибановский. Этот проект продолжится в следующем году.

Особо хочу отметить работы, которые начнутся в селе Костенки Хохольского района. В этом году мы усилим 4G-интернет на всей территории села Костенки и расположенного здесь одноименного культурно-исторического комплекса. Эта локация стратегически значима с точки зрения развития туристической привлекательности Воронежской области. Правительство области планирует развивать здесь историко-туристический кластер, привлекать гостей из других регионов, и высокое качество связи поможет создавать туристам максимально комфортные условия – здесь можно будет пользоваться онлайн-банкингом, интернет-гидами и социальными сетями с максимальным удобством.

– Связь операторов большой четверки в Воронежской области присутствует уже длительное время – более 10-15 лет. Почему до сих пор в области остаются белые пятна, а операторы продолжают заявлять об инвестициях в сеть?

– Сети развиваются вместе с потребностями клиентов. Среднегодовой прирост трафика в нашей сети составляет 25-30%. Есть несколько факторов, которые стимулируют этот рост. Это естественный рост потребления, появление новых сервисов, требующих постоянного высокоскоростного доступа в интернет, удобные тарифы, появление сегмента интернета вещей. В прошлом году мы столкнулись с фактором пандемии, которая тоже здорово подстегнула трафик – все стали резко переходить в онлайн. Чем больше объем трафика, тем больше нужно базовых станций, чтобы его пропустить как минимум на тех же скоростях, поэтому здесь нужно ускоряться и ускоряться. Это непрерывный процесс. Не будет такого, что раз, закончили, руки встряхнули, сказали: «Мы молодцы» – и всё, можно дальше ничего не делать. Дальше темпы будут только увеличиваться.

Мы сейчас действительно очень много строим, особенно в районах. И результаты этого точно есть. Сегодня на территории Воронежской области полностью покрыта LTE трасса М4-«Дон» и расположенные рядом с ней малые населенные пункты, куда обычно операторы связи идут неохотно из-за коммерческой неокупаемости таких кейсов. Аналогичный проект доделываем по железной дороге, до конца августа ковровое интернет-покрытие появится вдоль железнодорожных путей, ведущих на юг, на всей территории нашей области, а также в 50 близлежащих селах, деревнях и дачных поселках.

– Период пандемии пошел вам на руку? Все же переходили в онлайн, цифровизация...

– Скорее, это заставило нас, как в «Алисе в стране чудес», бежать еще быстрее. Помимо инвестиций в пропускную возможность сети нам приходится ускорять темпы своей внутренней трансформации. Мы не только не замедлились с расширением покрытия, но и начали запускать продукты, отвечающие новым реалиям. Важно было идти не в параллели с желаниями людей, а с опережением их запросов. Мы развиваем онлайн-кинотеатр KION со своим контентом, провели более 30 VR-концертов известных российских исполнителей, нарастили программу кешбэка, усовершенствовали сервис онлайн-банкинга. Особое внимание уделили приложению «Мой МТС» – теперь абонент без похода в салон может совершить практически любые действия в личном кабинете. Вплоть до заказа eSIM или покупки гаджетов. При этом мы сохранили и привычный для абонентов сервис в салонах связи – особенно это актуально в районах области, где многие абоненты предпочитают личные консультации.

О Big Data и IoT в бизнесе и госсекторе

– Вы уже упомянули, что участвуете в анализе туристических потоков и других проектах на основе Big Data. Но не бесплатно же вы даете эти данные, правильно? Какова стоимость минимального пакета?

– Тут нужно подробно рассказать, какие продукты позволяют нам получать Big Data. По сути, Big Data – это огромный массив обезличенных данных о миллионах людей, анализ которых позволяет выделить поведенческие тренды. И собственно, компания продает не пакеты данных, а аналитические выводы. Мы сотрудничаем, например, с мэрией Москвы, которая использует наши большие данные для развития городской и дорожной инфраструктуры. Отдельный стрим – это использование больших данных для развития туризма. У нас тут плотное сотрудничество сразу с несколькими регионами, которые видят большой потенциал в этой индустрии.

При этом мы готовы делиться экспертизой, особенно когда идет речь о социально значимых проектах. Например, на форуме «Будущее туризма Воронежской области» мы рассказывали, из каких городов и стран в Воронеж приезжают туристы, сколько времени они проводят в нашем городе, какие достопримечательности их интересуют. Так, для всех стало неожиданностью, что Калининград, после Москвы и Питера, вошел в Топ-3 регионов, откуда к нам приезжают на отдых чаще всего.

Кстати, на ПМЭФ-2021 мы показали, как работает интерактивная туристическая панель. Любой желающий мог самостоятельно посмотреть данные по туристическим потокам в любом регионе страны или сравнить туристическую активность в различные периоды времени. В качестве примера мы продемонстрировали и более глубокие результаты работы Big Data – туристическую панель, которую МТС создали для правительства Самарской области. На ней наглядно видны туристические потоки, представлен цифровой портрет туриста, составленный на основе более 400 характеристик. Такая модель на основе объективных цифр позволяет точно планировать развитие отрасли: где нужно построить гостиницы и кафе, из каких регионов запустить дополнительные поезда, какие мероприятия привлекут туристов.

– Поступают ли такие запросы на Big Data от бизнеса?

– Да, бизнес в таких сферах быстрее проявляет инициативу. Чаще всего это запросы от розничных торговых точек, которые планируют открытие новых магазинов и хотят понимать места сосредоточения их целевой аудитории. С точки зрения открытия большой розницы Big Data – это очень эффективный и точный инструмент. Смотрите, может быть два подхода к открытию розницы. Условно говоря, вам нужно 50 салонов, хорошо продающих. Вы можете открыть 100 салонов, посмотреть, как они работают, выбрать 50 лучших, а 50 слабых закрыть. У вас будет 50 эффективных салонов, но это время и большие затраты. Можно взять аналитику под свои критерии, точно оценить трафик своей аудитории в конкретных местах с точностью до метров и открыть уже сразу 50 эффективных салонов. Затраты будут в два раза меньше, и времени вы потратите меньше.

Использовать большие данные может не только крупный бизнес, но и малый. На основе Big Data мы запустили сервис «МТС Маркетолог», где предприниматели сами могут выбирать свою целевую аудиторию и направлять целевые офферы, которые соответствуют потребностям конкретного человека. Благодаря такому подходу предложение бизнеса не вызывает у потребителя раздражение, так как отражает его предпочтения и опыт прошлых покупок. Бюджет кампаний может начинаться с 5-7 тыс. рублей, зато практически сразу позволяет оценить конверсию и таким образом оперативно изменять настройки рассылок или контент самого предложения.

– Василий, в соглашении с правительством области заявляется о намерениях совместно развивать внедрение IoT-решений в регионе. Расскажите, как обстоит дело с интернетом вещей у нас.

– Российский рынок IoT активно развивается. Это факт. Этим летом компания МТС провела исследование, основанное на опросах ключевых игроков рынка, производителей и пользователей интернета вещей, а также при помощи Big Data. Хочу поделиться с вами результатами, так как в Воронеже абсолютно точно отражаются общероссийские тенденции. Лидерами по количеству проектов и объему инвестиций в IoT в России в 2020-2021 годах являются предприятия сферы транспорта и логистики – 15%, промышленности – 17%, энергетики и ЖКХ, включая умную недвижимость, –12%. В целом в 2020 году доля компаний, использующих IoT, увеличилась на 20% по сравнению с показателями 2019 года.

Сегодня мы единственный оператор в Воронежской области, у которого запущена специальная сеть интернета вещей NB-IoT. Она присутствует на 85% территории региона. Если упрощенно, то это сеть, в которой «общаются» умные устройства. Вот об активном использовании этой сети в различных отраслях и идет речь в соглашении с правительством.

Применительно к региональным реалиям Воронеж уже несколько лет подряд входит в топ городов по объемам вводимого жилья, и тема цифровизации сферы ЖКХ и вообще умной недвижимости очень актуальна. Внедрение цифровых решений позволяет застройщику получить конкурентное преимущество, а значит, продать квартиры быстрее других. Как это работает на практике? Сейчас в Москве мы реализуем кейс совместно с девелоперской компанией «Эталон»: еще на стадии проекта вся придомовая территория, включая сам дом, будет покрываться комплексной информационной системой. Компания МТС установит и подключит порядка 50 тыс. устройств для управления зданиями. В результате у управляющей компании появится контроль над системами обеспечения электроэнергией и водой, видеонаблюдения и видеоаналитики, умного управления светом, системами лифтов, вентиляции и теплоснабжения. Жители смогут управлять открытием шлагбаума на въезде и использовать умный домофон. Данные счетчиков не надо будет вносить в личный кабинет – они там будут появляться автоматически.

Еще пример использования интернета вещей. На въезде в Воронеж расположено множество логистических центров, в том числе федеральных игроков, таких как X5 Retail Group, «Магнит» и др. В 2022 году анонсирован запуск крупного логистического центра «Почты России» и «AliExpress Россия». Вот применительно к ним решения интернета вещей особенно интересны. Условно говоря, у вас есть на складе процесс передвижения каких-то вещей. Видеоаналитика отслеживает, когда палеты поставили под разгрузку. Тут же автоматически камера начинает считать, сколько по времени они стоят, через какое время человек к ним подходит и т. д. На основе собранных данных можно делать вполне определенные выводы о тех или иных процессах.

– Интересно, как работает интернет вещей в сельском хозяйстве.

– У нас достаточно много разработок внедрения инновационных сервисов в секторе АПК. Например, в прошлом году мы реализовали интересный пилот в Костромской области – сервис по мониторингу здоровья коров, который позволяет отслеживать состояние животных в режиме реального времени и своевременно корректировать работу персонала фермы. Интересно, что речь идет не о наружных приборах, обычно размещаемых на ошейниках, а помещаемых в желудок коровы болюсах. Это такие «умные» датчики, которые считывают и передают информацию в «облако» МТС, где она автоматически обрабатывается и предоставляется пользователю. Данные о двигательной активности коровы, ее температуре, водопоении, периоде половой активности помогают заблаговременно принять меры по улучшению здоровья и увеличению поголовья КРС. Ветеринару или дежурный работнику направляются отчеты о состоянии коровы, рекомендации по дальнейшим действиям.

– А как внедрение интернета вещей влияет на прибыльность бизнеса?

– IoT и цифровизация – это по большей части истории не про получение прямой прибыли здесь и сейчас. Да, там есть решения, которые позволяют напрямую увеличить прибыль, но обычно это идет через оптимизацию, через улучшение производственных процессов. Сейчас все очень много говорят про производительность труда, но я вижу, что не везде прямой линией звучит, что цифровизация и внедрение новых решений – это как раз и есть те пути, которые помогают увеличить производительность труда за счет контроля производственных процессов, анализа слабых мест, минимизации ЧП. Через оптимизацию всех этих процессов производительность труда как раз и увеличивается. Вроде бы не напрямую, но как раз это и влияет на увеличение доходов и прибыли бизнеса.

Кому нужна связь 5G?

– Когда 5G появится в Воронежской области?

– На текущий момент те виды контента, которые существуют, вполне удобно воспроизводить через сети LTE. Если у вас есть любой современный телефон, который поддерживает 5G, вы зайдете на YouTube и особой разницы, смотрите вы контент через LTE или через 5G, вы не увидите. В Instagram зайдете – картинка на полмиллисекунды будет грузиться быстрее, но вы от этого ничего не выгадаете. Поэтому для простого человека на данный момент выгода от запуска 5G очень призрачная. Это больше для шлемов виртуальной реальности, беспилотных автомобилей, где совершенно другой уровень контента, которого в современном мире практически нет.

А вот с точки зрения бизнес-рынка 5G как раз более интересная вещь, когда мы говорим про интернет вещей и остальное. Когда строится предприятие, там закладываются тонны меди и тонны проводов. Когда начинается трансформация производства, это полное его переустройство. С точки зрения 5G это миллионы устройств, миллионы датчиков, которые можно интегрировать, не подводя никаких проводов, это производство без проводов как минимум. 5G идеально подходит для запуска роботизированного производства. Возьмем тот же OZON, где начинают внедрять роботов для разгрузки или перемещений товаров на складе. Это тот случай, когда нужна выделенная сеть с большой производительностью – private-LTE или 5G. Выделенная сеть отличается от массовой тем, что работает только в контуре предприятия. Это делает ее практически неуязвимой для внешнего воздействия, в результате повышается качество работы сети и данные надежно защищены.

– Воронежские предприятия 5G уже используют?

– В Воронеже нет, да и по стране в целом таких кейсов пока немного. В основном это крупные предприятия, которые могут позволить себе внедрение высоких технологий. Это нефтедобывающие компании. Компания МТС реализовала такие проекты на площадках «Газпром нефти», «Полиметалла». Передовые предприятия в регионах тоже готовятся к таким сценариям, мы надеемся, что в ближайшие несколько лет на воронежских производствах появятся выделенные сети и даже пилотные 5G. Мы ожидаем значительного роста числа таких кейсов на горизонте 2022 года. В Воронежской области правительство развивает особые экономические зоны – эти площадки, заточенные на развитие производства, могут стать первыми ласточками в регионе, где будут развиваться инновационные технологии.

– Наверное, только большие компании могут позволить себе это?

– На текущий момент частному предпринимателю или небольшому ООО на производстве 5G и не нужно. Определенный уровень автоматизации доступен и в сетях LTE. При открытии новых заводов или при глобальной модернизации завода логично закладывать инфраструктуру уже 5G.

В перспективе 5G станет основой гибкого производства, в рамках которого коэффициент полезной загрузки оборудования можно повысить до 85%. Гибкое производство, в свою очередь, позволяет оперативно перенастраивать станки на выпуск нового типа продукции. Такие «мобильные» производства получат распространение в России в перспективе пяти лет.

О личном, карьере и Воронеже

– Какие стратегические цели вы для себя ставите в Воронеже?

– Моя задача – развивать все направления нашего бизнеса: мобильную сеть, инновационные проекты, сервисы экосистемы для массового и бизнес-рынка. Мы ведь не только сеть строим, но и внедряем инновационные проекты, запускаем пилоты проектов «из будущего». Это могут быть и облачные решения, и интернет вещей, и видеоаналитика – всё это требует инвестиций и последовательности.

– Выделите в Воронеже плюсы и минусы за эти три месяца, что вы здесь, что нравится, что не нравится.

– Очень драйвят объем и масштаб бизнеса. А еще – мощный потенциал для развития компании, который есть в регионе. В России есть несколько «титульных» городов. Воронеж тоже может стать одним из них, все данные для этого есть.

– Давайте с корпоративного перейдем на личное. Может, вам нравится архитектура Воронежа?

– Почему нет? Во-первых, мне нравится климат. А еще качество местных продуктов. В целом город очень комфортен для проживания. У меня есть некоторая профессиональная деформация, когда думаю о комфортной городской среде, сразу размышляю, что можно предложить администрации региона, какие цифровые решения в принципе существуют для решения различных городских задач. Пускай они будут не от МТС, но, если их реализуют, город будет развиваться. Мы свою нишу в любом случае найдем. Я уверен, что компетенции МТС точно будут востребованы.

Михаил Сошин
Инна Гресева
Комментарии 0
СМИ2
TOP100

ПрессИндекс

Самое читаемое

Промышленный форум