Up

Благотворительный фонд Чижова

19 сентября 2021, 13:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

Отель Марриотт

HeadHunter

Главная / Аналитика / Первая пятилетка: как в Воронеже поделили городской транспорт

20.07.2021, 11:18

Первая пятилетка: как в Воронеже поделили городской транспорт

Воронеж. 20.07.2021. ABIREG.RU – Аналитика – В Воронеже на финишную прямую вышел розыгрыш контрактов на осуществление пассажирских перевозок на территории городского округа. То есть сейчас горожане, фактически, могут оценить первые результаты транспортной реформы, о которой говорилось больше года. Впрочем, эксперты отмечают, что после прошедших конкурсов рынок почти не изменился, только у шести маршрутов сменились операторы, а перевозчики отмечают очень жесткие условия контрактов, которые вряд ли поспособствуют росту экономической эффективности.

Как поделился рынок

На сегодняшний день городские власти подвели итоги 30 конкурсов – первый лот появился на портале «Госзакупки» 12 апреля, итоги последнего стали известны 16 июня.  В пресс-службе мэрии «Абирегу» рассказали, что из 74 направлений разыграно порядка 70. Остались торги по новым направлениям, а также планируется заново провести конкурс на 45-й маршрут, так как на него не поступило ни одной заявки. Это новое направление – автобусы будут ходить от бывшего трамвайно-троллейбусного завода до улицы Чапаева.  В мэрии отметили, что завершить процедуру торгов планируется до конца лета – начала осени.

«На протяжении нескольких месяцев до начала торгов с компаниями проводилась дополнительная работа – заседания рабочей группы с участием мэра Вадима Кстенина, профильного подразделения администрации, ГИБДД и общественности. На заседаниях подробно обсуждались параметры новой маршрутной сети, контрактов на право их обслуживания, требования к подвижному составу. Было принято решение, что такое формирование позволит равномерно распределить транспортную нагрузку между перевозчиками и обеспечить бесперебойную работу транспорта в случае, если какой-либо из перевозчиков прекратит выполнение своих обязанностей», – заявили в мэрии.

Стоит отметить, что основное изменение в конкурсной документации касается срока работы перевозчиков. В 2020 году городская администрация заключала контракты на год. С 2021 года подряды с перевозчиками заключены до 31 декабря 2025 года. В мэрии это объяснили тем, что торги проводились с учетом рекомендаций разработчика новой транспортной схемы РосдорНИИ. Более того, пятилетние контракты позволят перевозчикам обновление подвижного состава через лизинг. Кроме того, в мэрии пояснили, что начальная цена каждого лота – 1 рубль обусловлена тем, что услуги будут осуществляться по модели, когда перевозчики сами окупают свою работу, что не противоречит бюджетному законодательству РФ.  

Прошедшие конкурсы не изменили рынок. Основные игроки – ГК «Автолайн» депутата городской думы Дмитрия Крутских получила 24 маршрута, и компания АТП-1 Владимира Георгиевского будет обсуживать десять направлений. ООО «Отдых+», ООО «Воронежская транспортная компания» и ИП Светлана Мамаева получили по пять маршрутов. По четыре направления получило ООО «ТК Автотранс», ООО «Воронежская городская транспортная компания» (ВТК) и ООО «Пассажирское транспортное предприятие». По три маршрута получили ИП Андрей Очнев и ООО «Автоуслуги-Н» и по два – ООО «Фенко-авто» и ООО «Новоусманская транспортная компания».

Самым популярным маршрутом стал №88, который ранее обсуживал «Отдых+». На конкурс поступило пять заявок. Первым был «Перевозчик», предложил снижение до 1 млн рублей, вторая заявка поступила от АТП-1 со снижением до 700 тыс. рублей. ООО «Автомаш» заявилось с предложением – 500 тыс. рублей, а «Автолайн+» – 300 тыс. рублей и ООО «Автотранслиния» – 51 тыс. рублей.  По сумме критериев победило АТП-1.  В целом операторы сменились у шести маршрутов. Кроме забравшего №88 АТП-1, маршрут № 63 получила компания «Автолайн», ООО «ВТК» теперь обслуживает №41, 48 и 96, а маршрут № 87 достался «Отдых+». Муниципальный перевозчик МКП «Воронежпассажиртранс» также, как и ранее будет обслуживать маршруты №59 и 98, который связывают центр города с окраинами Репное и Краснолесный. На конкурс  их выставили для «повышения эффективности работы» МКП. Еще семь направлений «Воронежпассажиртранса» не выставили на торги.

Перед выпуском автобусов на линии по новым контрактам мэрия проверила автопарк каждого перевозчика. Публично, правда, только одного – ООО «АТП-1». Ситуация, в целом, понятная, потому что автопарк большинства воронежских перевозчиков далек от параметров, прописанных в конкурсной документации, ведь обновлением автопарка на протяжении 20-21 годов занимались, в большей степени, «Воронежпассажиртранс», «Автолайн» (правда значительная доля машин пришла к ним в парк в рамках госпрограммы «Безопасные и качественные дороги»), а также «АТП-1», обновлявшийся полностью за свой счет.  Итоги обновления остальных воронежских перевозчиков общественности громогласно демонстрировать не стали.

В пресс-службе мэрии рассказали, что осмотр техники показал, как готовились многие перевозчики и провели серьезную работу по подготовке техники к конкурсным процедурам. Некоторым компаниям были выписаны предписания, которые они должны будут устранить в ближайшее время. Так, перевозчики, которые имеют в резерве автобусы, не соответствующие параметрам новых контрактов, должны будут привести автопарк в порядок до конца лета – необходимо убрать старые автобусы, настроить информационные и навигационные системы.

Проблемы на старте

Фактически, по новым контрактам перевозчики начали исполнение 1 июля. И если в тех случаях, когда оператор маршрута не поменялся, проблем на линии в основном не возникало, то с некоторыми новыми направлениями перевозчики справлялись откровенно плохо.

Самым ярким примером является маршрут №48 «Воронеж-Таврово», который  с начала месяца обслуживает ООО «ВТК». В начале июля пассажиры жаловались в соцсетях, что на линиях недостаточно автобусов, расписание не соблюдается, и многие в эти дни вовсе не смогли попасть в места назначения. Оказалось, первый день работы перевозчика на новом направлении проходит в тестовом режиме, так как проводится анализ пассажиропотока, который не является равномерным. В городской администрации пояснили, что ООО «ВТК» были даны необходимые рекомендации, работа которого находится на особом контроле. Спустя две неделе горожане снова пожаловались на то, что с утра приходится ждать автобус по два часа. Однако разорвать контакта с транспортной компанией мэрия не может, единственное, что грозит перевозчику повторный штраф.
 
«Ранее данный перевозчик уже был оштрафован за несоблюдение графика. Вчера с ним также было проведено совещание, в ходе которого он был предупрежден о необходимости скрупулезно соблюдать график пассажирских перевозок. В противном случае в дальнейшем его ждут повторные штрафные санкции», – пояснили в городской администрации.

А вот прекратить взаимодействие с таким перевозчиком уже сложно. В мэрии отметили, что это возможно только при условии злостного нарушения, в первую очередь, отказа от обслуживания пассажиров. Фактически, нарушение расписания на территории, которая лишена дублирующих маршрутов, таким нарушением не является. Штраф, кстати, составит 1 тыс. рублей в день.

Что думают сами перевозчики?

Почему же в город не зашли новые игроки, а рынок поделили среди старых перевозчиков? По мнению исполнительного директора АТП-1 Владимира Георгиевского, интерес к воронежскому транспортному рынку у федеральных игроков изначально был. Но после анализа и просчета экономии – низкий тариф, жесткие условия контракта и большое количество штрафных санкций, стало понятно, что небольшим иногородним компаниям заходить в наш регион очень рискованно. Ситуация, по словам перевозчика, в перспективе может измениться, но только тогда, когда это будет экономически целесообразно, а именно при переходе на брутто-контракты. Владимир Георгиевский заявляет, что после прошедших конкурсов рентабельность воронежского рынка перевозок так и осталось низкой.

«Тариф катастрофически низок: отстает от постоянно растущих цен на топливо и запчасти, от дорожающей в разы техники. Фактически отрасль находится в режиме выживания, хотя при этом мы еще и постоянно изыскиваем возможности для обновления автопарка и совершенствования сервиса перевозок. Возможно, потому что перевозчики вынуждены экономить на всем: на кадрах, на комфорте перевозок», – отметил глава компании.

Андрей Очнев полагает, что торги прошли в штатном режиме и их результаты не стали интересной новостью. Он также уверен, что федеральным компаниям было невыгодно заходить на территорию региона.

«Власти города понимают, что местные перевозчики управляемые, задачи, которые ставятся перед ними посильны. Недовольства, которые высказывают горожане, думаю, что устранимы. Что же касается повышения рентабельности рынка перевозок – рост тарифа не изменит ситуацию, тут необходим комплекс мер. Нельзя отыгрываться на населении», – считает перевозчик.

Владимир Георгиевский вспомнил, что на круглом столе ОНФ было озвучено множество идей, которые могли бы помочь развить транспортную реформу и направить ее в нужное русло. Например, создание рейтинга перевозчиков помогло бы стимулировать их к росту эффективности.

«Массовый внеочередной скрининг состояния здоровья водителей всех перевозчиков или, скажем, онлайн-сервис тестирования водителей на концентрацию и степень утомления могут помочь с предотвращением ДТП, спровоцированных человеческим фактором. Но для того чтобы водители меньше уставали за рулем и, следовательно, допускали меньше нарушений ПДД, нужно главное – вернуть былой престиж профессии», – отметил управленец.

Активист Виталий Иванищев из общественного движения «Город и транспорт» отмечает, что торги в 2021 году практически ничем не отличаются от 2020 и даже 2015 года.

«Конкурс де-факто отсутствовал, практически на всех лотах все забрали своё. Сегодня можно с уверенностью сказать, что никакой реформы у нас не было, ещё пять лет у нас будет ровно та же система. Перевозчики будут просить поднять тариф, его будут немного поднимать, обещая за это обновления и улучшения, но по факту ничего не изменится», – выражает мнение общественник. Кроме того, Виталий Иванищев уверен, что по факту центр принятия решения находится в руках у региональной власти и многие транспортные проблемы не решаются.

«Воронежские власти задолжали своему транспорту. Мы единственный миллионный город, в котором ничего не вкладывается в инфраструктуру – в остановочные павильоны и подходы к ним, в знаки, диспетчерские, разворотные кольца и туалеты для водителей. Это задача муниципалитета, а не перевозчика. Нельзя сказать, что денег нет совсем.  Деньги есть, но тратятся они на другие, часто весьма сомнительные проекты. В текущих условиях власти могли бы вернуть часть долгов транспортной инфраструктуре, но почему-то лица, принимающие решения, не хотят этого делать», – комментирует Виталий Иванищев.

Мария Степанова
Комментарии 0
СМИ2
TOP100

ПрессИндекс

Самое читаемое

Промышленный форум