WorldClass

25 апреля 2024, 19:48
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Газета «Известия» // Частное купеческое

18.06.2021 15:06

Эксперт в области инфраструктуры Александр Долгов специально для «Известий» – о том, почему государству не сделать инфраструктурный рывок в одиночку.

Один из ключевых приоритетов экономики России – развитие инфраструктуры. О необходимости перемен в этой области неоднократно говорил президент Владимир Путин, существует профильный нацпроект, направленный на расширение магистральной инфраструктуры, а во фронтальной стратегии развития России до 2030 года, работу над которой сейчас завершает правительство, этой теме посвящен отдельный и самый дорогой раздел.

Впрочем, в одиночку – без участия частного бизнеса – чиновники с такими задачами вряд ли справятся. Но решение есть: большие перспективы открывает государственно-частное партнерство, которое имеет множество преимуществ при реализации транспортных проектов.

В чем же состоят эти преимущества? Во-первых, это экономия бюджетных средств. Инвесторы (как российские, так и международные) могут входить в проект, чтобы получать прибыль от эксплуатации объекта. В случае с транспортными стройками основным источником доходов концессионера, как правило, выступает плата, собираемая с пользователей. С учетом объема затрат по таким проектам бюджетное софинансирование также потребуется, но его объемы будут не такими значительными, если проект не предполагает бесплатного пользования объектом инфраструктуры.

Во-вторых, использование механизмов государственно-частного партнерства позволяет грамотно распределить риски по проекту. К ним может относиться, например, недостаточная востребованность услуг, оказываемых с использованием объекта, или невозможность рассчитать спрос и спрогнозировать выручку. Это касается проектов в специфических областях, таких как, например, строительство ледоколов. В этом случае государству следует предусмотреть гарантию минимальной доходности, чтобы проект оставался привлекательным для инвесторов. При этом часть рисков, связанных со строительством и эксплуатацией, будет принимать на себя частная сторона, (например, риск случайной гибели объекта соглашения).

В-третьих, государственно-частное партнерство позволяет реализовать больше проектов на относительно ограниченном горизонте времени, тогда как государственные закупки с учетом нехватки бюджетных средств могут растянуться на долгие годы. Кроме того, государственно-частное партнерство уже показало себя эффективным инструментом в различных сферах. В последнее время идет расширение области применения этого механизма, например, появляются первые концессионные проекты в аэропортовой сфере. Такая тенденция объясняется тем, что публичные субъекты не имеют возможности самостоятельно реализовать проекты и нуждаются как в экспертизе и эффективности частного сектора, так и в частном финансировании.

Стоит отметить, что реализация новых проектов на основе государственно-частного партнерства в транспортной сфере поспособствует развитию различных территорий России, в особенности труднодоступных местностей Арктики и Дальнего Востока. Создание новых автомобильных и железных дорог, аэропортов, морских и речных портов, а также атомных ледоколов позволит существенно улучшить качество и количество как грузовых, так и пассажирских перевозок.

Особенно интересен потенциал Северного морского пути, который может выполнять важную транспортную роль не только для России, но и для международных перевозок, выступая в определенных случаях альтернативой Суэцкому каналу и иным судоходным путям. Однако для достижения этой цели потребуется обеспечение круглогодичной доступности всей акватории Северного морского пути, чего поможет добиться создание новых атомных ледоколов, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

Помимо этого, развитие транспортно-логистической инфраструктуры на территории Арктики поможет упростить добычу полезных ископаемых, в частности углеводородного сырья, за счет общего повышения транспортной доступности региона. В настоящий момент добыча полезных ископаемых на этой территории сопряжена с дополнительными издержками, которые могут быть снижены в случае появления новых объектов транспортной инфраструктуры.

Реализация подобных проектов выгодна как частной, так и публичной стороне. Частные инвесторы, входящие в транспортные проекты на основе государственно-частного партнерства, будут заинтересованы в общем развитии регионов, в которых создаются объекты. При улучшении качества транспортного сообщения на определенной территории, с большой вероятностью повысится и популярность маршрута. Это создаст дополнительный запрос на услуги, оказываемые с использованием созданного объекта, и, как следствие, повысит доходность самой деятельности. Получается, что чем раньше будут реализовываться первые проекты на труднодоступных территориях, имеющих какую-либо ценность, например, в части добычи сырья, тем скорее появится возможность запустить новые проекты с меньшим объемом государственного финансирования, что также выгодно публичным субъектам.

Автор – резидент экспертного клуба ЦСР, управляющий партнер московского офиса международной юридической фирмы Squire Patton Boggs.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.

Александр Долгов
Газета «Известия», 08:00, 18.06.2021

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0