WorldClass

29 марта 2024, 03:49
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Курским предпринимателям прописали правила игры в дизайн-коде

16.06.2020 18:51
Автор:

Курск. 16.06.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Прошло два месяца с момента, как «Абирег» взял интервью у советника курского губернатора Анны Коноваловой. В прошлом году она выступила инициатором создания дизайн-кода в Курске и открытия Центра компетенций Курской области по вопросам развития городской среды, на чьи плечи и легли проработка народной стратегии создания регламента и выявление идентичности города. Тогда презентация дизайн-кода была отложена из-за эпидемиологической ситуации, однако сейчас всё получилось – своего рода правила этикета в городской среде презентовали главе региона Роману Старовойту, журналистам, представителям общественности. Впереди – принятие правил неизбежного бизнес-сообществом через отрицание, гнев, торг, депрессию, штрафы. Итогом должно стать погружение города в идею единообразия внешнего облика. Корреспондент «Абирега» побывал на презентации дизайн-кода и оценил масштабы преобразований, которые куряне увидят уже осенью.

Центр компетенций Курской области по вопросам развития городской среды (ЦК) открылся в декабре 2019-го по рекомендации Минстроя России. Он занимается дизайном, разрабатывает проекты благоустройства общественных пространств, ведет аналитику реализации федеральной программы, оказывает методическую поддержку муниципалитетам. Возглавила ЦК архитектор, выпускница Курского государственного университета, участница программы Архитекторы.рф, автор проекта «Ревитализация центральной части Курска» Ксения Деева. Ранее она работала в студии Артемия Лебедева в Москве.

ЦК существует как автономная некоммерческая организация, учредителем которой выступает комитет ЖКХ и ТЭК Курской области. В штате порядка 15 человек: архитекторы, ландшафтный дизайнер, дизайнер, менеджер, юрист, бухгалтер и т. п. Центр компетенций сотрудничает как с московскими архитектурными институтами и специалистами Минстроя России, так и с курскими институтами. Эксперты Центра компетенций уже подготовили проект парка «Патриот» на проспекте Победы в Курске, а также разработали концепции общественных пространств в городах Льгов и Щигры для участия в конкурсе «Малые города и исторические поселения» в следующем году. В процессе – айдентика региона, разработка типовых решений для маломобильных граждан, брендирование транспортной системы, проектирование общественных пространств в Курске и других муниципалитетах.

Однако дизайн-код без преувеличения можно назвать одним из самых знаковых проектов за последние годы. Работа над ним начиналась с общественных обсуждений – проводились встречи с общественностью, представителями малого, среднего, крупного и сетевого бизнеса, профессиональным сообществом. Собственно, о необходимости разработки дизайн-кода неоднократно говорили сами куряне.

Что есть в имеющихся книгах дизайн-кода

Правила, изложенные в двух книгах регламента общим объемом 190 страниц, регулируют размеры и параметры не только рекламных вывесок на зданиях (куда входят кронштейн, табличка, вывеска), но и внешний облик входных групп, колористическое решение фасадов, размещение кондиционеров и спутниковых тарелок и отделку балконов. «Абирег» поинтересовался у Ксении Деевой о наиболее острых вопросах со стороны общественников и представителей бизнеса. Как выяснилось, многих интересовали расклейка, использование фраз «аренда», «сдается», «свежее мясо», «курица за 99 рублей» и подсветка витрин. Так, расклеивать газеты, афиши с информацией о культурных, спортивных и других зрелищных мероприятиях, плакаты, объявления без признаков рекламы следует только на специально установленных афишных стендах и тумбах.

Рекламу, рекламные объявления, листовки, плакаты, надписи, рисунки, крепления под газеты, афиши запрещено наносить на заборы, ограждения строительных площадок, малые архитектурные формы, деревья и кусты. Кроме того, нельзя размещать на информационных конструкциях рекламную информацию, если только она не является зарегистрированной торговой маркой. Также запрещены конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров. В информационном поле конструкции запрещаются такие надписи, как «аренда», «сдается», «здесь может быть ваша реклама». Также под запретом находится подсветка вывесок, которая отражается в окнах домов, не допустимы мерцание и мигание вывесок.

Центру компетенций предстоит разработать еще две книги дизайн-кода. Они будут касаться отдельно стоящих рекламных конструкций (штендеров, сити-форматов, билбордов), размещаемых в городской среде, и элементов благоустройства: малых архитектурных форм, элементов освещения и мощения. Помимо внешнего оформления, дизайн-коду предстоит проработать доступность зданий для маломобильных людей с учетом размещения пандусов и поручней и оборудования для слабовидящих.

По словам Ксении Деевой, дизайн-код – нечто большее, чем просто свод правил, он своего рода отношение курян к истории города с почти тысячелетней историей и поиск идентичности. «Однако его внедрение несет в себе не только культурную составляющую. Приведя город в порядок, мы сможем повысить его инвестиционную и туристическую привлекательность», – отметила архитектор.

Важно отметить, что ЦК не стал заказывать у организации, проектного бюро или студии разработку дизайн-кода – был запрос бизнес-сообщества и общественников на то, чтобы принимать участие в работе и вносить свои коррективы. Средняя цена изготовления подобного документа проектными бюро исчисляется 10-20 млн рублей. Идейный вдохновитель создания дизайн-кода Анна Коновалова считает, что курянам было важно оказаться сопричастными и вовлеченными во что-то масштабное. «Если мы не будем браться за сложные проекты, то нам остается одно – опускать руки и продолжать считать единственным местом досуга – ТЦ. Это не наша история. В Курске есть предприниматели, вывески которых уже сейчас соответствуют дизайн-коду, и мы говорим о самых удачных примерах в регламенте. Речь о людях, у которых есть чувство вкуса и стиля, на них можно равняться. А это значит, что перемены уже начались», – отметила Анна Коновалова.

Оценка и опыт других регионов

Главный архитектор Воронежской области Андрей Еренков высоко оценил презентацию дизайн-кода в Курске. Чиновник назвал ее «красивой песней». Помимо этого он отметил важность работы над документом именно местных специалистов. Их участие в создании дизайн-регламента и готовность обсуждать единые правила с бизнес-сообществом дает гарантию более высокой ответственности, уверен господин Еренков.

Комментируя курский опыт, чиновник рассказал об аналогичном опыте Воронежа, который попал в первую волну дизайн-регламентации городов России. Здесь между публичной презентацией правил оформления и погружением их в муниципально-правовые акты прошло порядка полутора лет. Как вспомнил Андрей Еренков, это время было временем «напряженной борьбы», переосмысления чиновниками способов переложения визуальных предложений на язык власти. Итоговый регламент делит Воронеж на две зоны – строгой и общей регламентации. Он описывает, как должны выглядеть входные группы, вывески, панели, кронштейны, таблички, витрины, маркизы, крышные вывески, выносные конструкции. За первые годы его действия более 5 тыс. вывесок были приведены в порядок. Господин Еренков подчеркнул, что в процессе внедрения дизайн-регламента важно убедить местное предпринимательское сообщество в том, что дизайн-код нужен прежде всего бизнесу.

Воронежский архитектор также дал совет курским коллегам быть последовательными и не останавливаться на достигнутом. Как оказалось, в Воронеже на первых порах внедрения правил общего внешнего вида предприниматели не занимались вывесками – им проще было платить несущественные штрафы. В итоге местной администрации пришлось искать нестандартный вариант: завести аккаунт в Instagram, который высмеивал плохие вывески и демонстрировал хорошие.

Советник главы Удмуртии Вячеслав Правдзинский отметил, что Курск достойно взялся за реализацию дизайн-кода, в Ижевске многое вводилось через «боль и поиск». На разработку дизайн-кода, обсуждение всех уровней, борьбу в городской думе понадобилось три года. Основная проблема в Ижевске скрывалась не в вывесках, а в самих фасадах зданий, в отличие от Курска. Удмуртский дизайн-код состоит из двух частей, регламентирующих размещение вывесок и содержание фасадов: ко второй части регламента Ижевск пришел в этом году. С июля 2018-го выписано более 1,6 тыс. предписаний. По словам Вячеслава Правдзинского, Курску нужно проделать большую работу, чтобы превратить книги дизайн-кода в нормативный документ. Советник порекомендовал разделять тех, кто принимает решение о внедрении дизайн-кода, и тех, кто выписывает предписания. Не лишним будет создать так называемый пул добровольных помощников – представителей рекламных компаний, которые сигнализируют владельцам вывесок о нарушениях. К слову, в Ижевске предприниматель пытался отменить дизайн-код через суд, но властям удалось регламент отстоять. Важно, чтобы администрация Курска подхватила «эстафетную палочку» от разработчиков дизайн-кода и помогла в реализации проекта.

Этапы внедрения

Администрация Курска уже взялась за внедрение дизайн-кода. К ноябрю будет реализован пилотный проект на центральной улице города – от площади Перекальского до Театральной площади.

Улица Ленина состоит из 30 фасадов зданий, торгово-развлекательного центра «Пушкинский» и девяти объектов культурного наследия. Городской комитет архитектуры разрабатывает паспорта фасадов. Власти синхронизируют проект с уже реализующимися в Курске проектами «Безопасные и качественные дороги» и капитального ремонта, что упростит механизм внедрения нововведений. Для остальных частей города переходный период составит два года. Сроки для работ по вывескам ограничены полугодием. На приведение в порядок фасадов выделят 24 месяца.

Кстати, организациям не нужно согласовывать вывески на зданиях (за исключением крышных конструкций, торговых центров и объектов культурного наследия). Предприниматели берут на себя ответственность за правильность исполнения вывески, опираясь на информацию в книгах дизайн-кода. Следить за соответствием установленных вывесок будет городской комитет архитектуры. На него же возлагается обязанность выписывать предписания за конструкции, установленные с нарушениями. Центр компетенций будет консультировать бизнес и руководителей компаний.

Как рассказала «Абирегу» и. о. председателя комитета архитектуры и градостроительства Курска Ирина Аникеева, предложения, которые разработаны Центром компетенций, внесены в проект решения Курского городского собрания по внесению изменений в правила благоустройства городского округа. Новый документ будет утвержден после публичных слушаний и вступит в силу в конце августа. За нарушение правил гражданам придется платить штрафы в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, а должностным лицам и юридическим лицам – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей и от 100 тыс. до 250 тыс. рублей соответственно. Нарушение требований, прописанных в дизайн-коде, также влечет штрафы, но более скромные. Физлицам придется заплатить от 1 тыс. до 2 тыс. рублей, максимальная санкция для компаний составит всего лишь 10 тыс. рублей.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0