WorldClass

29 марта 2024, 16:30
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Воронежский малый бизнес пытается удержаться на плаву: истории разных сегментов рынка

30.04.2020 12:20
Автор:

Воронеж. 30.04.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Пандемия, месяц самоизоляции для большинства населения и падение курса рубля стали серьезным ударом для компаний во всех сегментах, но особенно сильно «досталось» микро- и малому бизнесу. Предприниматели отмечают падение прибыли до 80%, а также ряд проблем, которые ставят бизнес под удар. О том, как некоторые компании выживают в текущей ситуации и на какую поддержку надеются, узнал «Абирег».

Положение в секторе микро- и малого предпринимательства складывается крайне тревожное. Согласно Карте самочувствия бизнеса от платформы «Смартека», в Воронежской области более 84% опрошенных предпринимателей в марте ощутили существенное снижение прибыли (на 60-80%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в качестве основной проблемы опрошенные отмечают «необходимость выполнения обязательств по выплатам заработной платы, арендных платежей и других расходов». Наиболее пострадавшие отрасли – туризм, рестораны и компании, занимающиеся продажей непродовольственных товаров. Для некоторых компаний простой даже в течение двух месяцев может оказаться фатальным, другие стараются адаптироваться к условиям и надеются удержать бизнес на плаву, даже если ситуация останется такой же сложной в течение всего лета.

Туризм не выдержит долгосрочного отсутствия работы

Соучредитель ООО «Агентство путешествий КАРЕ-ТУР» Олег Авдеев:

– Мы на рынке Воронежа работаем уже 20 лет. Никогда не пользовались кредитами, даже кризис в 2014 году пережили без особых потерь: переориентировались на другие направления, урезали свои потребности. В последние годы наблюдался стабильный подъем продаж, мы неплохо работали и в прошлом году, и в начале этого года. А в марте начались массовые отказы от путевок. Конечно, теперь встал основной вопрос о возврате средств по этим отмененным турам. Поэтому мы готовы рассмотреть все возможные средства помощи от государства и банков. К сожалению, распределение госпомощи начнется только в мае, а вот ПСБ предлагает некоторые решения уже сейчас, и мы обязательно ими воспользуемся.

Мы надеемся, что самоизоляция не протянется дольше чем два месяца. Такой микробизнес, как у нас, не в состоянии выдержать долгосрочное отсутствие всякой работы. Конечно, нам повезло больше по сравнению с другими компаниями – у нас очень маленький коллектив.

Что планируем делать:

1. Сейчас изучаем возможные меры поддержки для возврата средств по путевкам.

2. Максимально урезаем свои потребности.

3. После выхода из режима самоизоляции будем искать бюджетные направления, к примеру по России.

Треть классических ресторанов могут уйти с рынка

Руководитель кафе «Гармошка» Николай Шалыгин:

– Некоторые заведения города сейчас закрыты (как правило, это те, у которых помещения в собственности), другие работают в режиме доставки. Хотя правильнее сказать, пытаются работать. Текущие выручки составляют 10-20% от обычного оборота. Этого не хватает для компенсации текущих расходов, но позволяет оставить ресторан работающим, потому что его перезапуск будет стоить еще больше.

Ресторан – почти всегда малый бизнес, в который предприниматель полностью погружен. Серьезных подушек безопасности не формировалось, ведь бизнес-модель ресторана – работа на оборотных средствах. И если за спиной у предпринимателя нет другого бизнеса или партнера, то перспективы у заведения очень туманны. Позволю оговорку: речь сейчас веду про классические рестораны, а не доставочные концепции (пиццы, суши, шашлыка и хинкали). К счастью, здесь у коллег всё не так плохо.

Скорее всего, рестораны с продуманной бизнес-моделью смогут продержаться в нынешнем режиме до сентября с учетом максимальной оптимизации. Если и осенние мероприятия отменят, то, скорее всего, порядка 30% существующих заведений будет закрыто. Однако и этот прогноз оправдается только в случае поддержки в виде беспроцентных или дешевых кредитов. Мы уже изучаем подобные предложения.

Что мы предпринимаем прямо сейчас:

1. Переориентировались на доставку. Но в этом направлении есть сложности. Ранее мы не использовали этот формат, и наши гости привыкли, прежде всего, к определенной атмосфере. К счастью, многие посетители оценили и вкусную еду, поэтому тот оборот доставки, который есть, он именно от наших завсегдатаев.

2. Проводим переговоры с нашими арендодателями для снижения платы. Если мы не сможем договориться, причем не только на месяц, но на весь период самоизоляции и кризиса, мы попадем в ту ситуацию, когда нам просто невыгодно будет работать.

3. Перерабатываем наше меню, понимая, что после выхода из кризиса средний чек посетителя, скорее всего, уменьшится.

Дистрибьюторы осваивают новые сегменты

Директор RUSSHORECA (дистрибьюторская компания, занимается импортом и экспортом широкого ассортимента товаров для кафе и ресторанов) Денис Яцков:

– Сегмент общепита испытывает небывалые трудности. Кафе и рестораны с европейской кухней ушли с рынка практически полностью, остальные пытаются переключиться на доставку. Лучше всего это получается у японской (суши) и паназиатской кухни (еда в коробочках). Пытаются найти своих клиентов и пиццерии за счет акционных предложений. Так как число заказов сократилось, нашим клиентам приходится оптимизировать работу – сокращать смены поварам, снижать нагрузку всех работников. Содержать штат в том же формате, который был до кризиса, просто невозможно.

Что касается нашего бизнеса, то вместе с клиентами мы испытали резкий спад. В первую очередь, мы столкнулись с огромной дебиторской задолженностью. Некоторые из наших клиентов решили, что в связи с пандемией они могут не оплачивать долги за поставленные продукты. Мы рассылали письма о том, что режим ЧС, при котором происходит правомерная приостановка финансовой деятельности, не был введен государством. Однако и после этого некоторые компании предпочли направить средства на поддержание своих сотрудников.

Немало проблем возникало и при транспортировке – к примеру, в Краснодаре останавливали наши машины, не давали довезти людям продукты питания, однако после проверки документов, убедившись, что всё в порядке, пропускали. Помимо дебиторской задолженности и общих панических настроений мы вслед за своими клиентами начали испытывать резкое снижение спроса на товары. В конце марта оборот упал на 60-70%, сейчас за счет интенсивного внедрения антикризисных мер мы снизили этот показатель до 30%.

Какие шаги мы предпринимаем:

1. Перешли в режим интернет-торговли, активно развиваем сайт, подключаем новые программы.

2. Подключились к популярным приложениям доставки готовой еды (таким, как Delivery club) и продуктов.

3. Открыли еще одно направление в работе с розничными клиентами, планируем запустить новую службу доставки продуктов на дом.

4. Ведем активный поиск новых клиентов, с которыми мы раньше не сотрудничали, расширяем зону доставки.

Индустрия развлечений «на грани катастрофы»

Исполнительный директор ООО «КАССИР.РУ ВОРОНЕЖ» (KASSIR.RU – крупнейший федеральный билетный оператор РФ, осуществляющий продажи в Интернете и через кассы, которых более 430 по всей стране) Надежда Улеватая:

– Мы работаем на рынке по продаже билетов с 1999 года, в среднем в год продаем более 6 млн билетов практически на все мероприятия регионов присутствия. В 2014 году мы уже переживали кризис, когда из-за снижения покупательной способности наши продажи упали более чем на 20%. Но постепенно ситуация стабилизировалась, и в 2016-2017 годах за счет того, что люди почувствовали нехватку мероприятий и событий за период кризиса, мы увеличили выручку на 15% по сравнению с докризисным периодом. В 2019-м рост был особенно интенсивным – на 30% к предыдущему году. Во многом это случилось потому, что события стали привлекать гостей не только интересной, но и разнообразной программой (театральные постановки и крупные фестивали, например Платоновский фестиваль, который посещают люди из разных стран мира; спортивные мероприятия, такие как чемпионат мира по футболу; концерты звезд мировой величины) – у людей появилась возможность всё это увидеть своими глазами.

Сейчас наш бизнес находится на грани катастрофы, отрасль стоит, продажи снизились практически до нуля. Концертные и спортивные площадки, а также театры, музеи – всё закрыто, запрещены любые массовые мероприятия. Произошло резкое падение доходов населения; даже те, кто сохранил доход, стараются экономить на всем из-за непредсказуемости ситуации.

Если правительство не поддержит предпринимателей в этот сложный период – говорить о сохранении рабочих мест и, более того, самого бизнеса не имеет смысла. В начале месяца мы присоединились к обращению к президенту от предпринимателей из наиболее пострадавших сфер бизнеса. В нем мы сформулировали перечень мер, которые помогут выжить в этот нелегкий период. Сейчас мы находимся в ожидании ответа и надеемся на поддержку от государства, потому что иначе это коснется не только нашего бизнеса, но и в целом индустрии развлечений. Самая важная из возможных мер поддержки для нас – отсрочка по возвратам денег по перенесенным и отмененным мероприятиям.

Что мы делаем прямо сейчас:

1. Заключили договоры с платформами, которые проводят онлайн-мероприятия.

2. Создаем свою стриминговую площадку, где будем предоставлять комплекс услуг под ключ для организаторов и артистов.

3. Рассматриваем возможность получения беспроцентного кредита для выплаты зарплаты сотрудникам.

Какую поддержку уже возможно получить

Региональный директор ПАО «Промсвязьбанк» в Воронеже Тимур Хлебников:

– Мы еще никогда не сталкивались с подобной ситуацией, развитие которой сложно спрогнозировать. Безусловно, сейчас больше всего страдают представители микро- и малого бизнеса, ведь именно у них зачастую нет никакой финансовой подушки безопасности. С другой стороны, любой экономический кризис всегда заканчивается подъемом, так что первоочередной задачей перед всеми стоит «дотянуть» до этого подъема.

Собственно, именно для этого ПСБ подписал договор с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» о предоставлении обеспечения в виде поручительства на сумму 10 млрд рублей. Мы оперативно запустили программу краткосрочного кредитования по нулевой ставке на выплату зарплаты сотрудникам микро- и малых предприятий, пострадавших в период пандемии коронавируса. Кредит оформляется дистанционно по двум документам, а сумму до 3 млн рублей будет возможно получить в течение 24 часов.

С конца марта запущена программа поддержки малого и среднего бизнеса. Мы готовы провести реструктуризацию задолженности сроком до трех месяцев для предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей и предоставить отсрочку по оплате основного долга или процентов.

С 1 марта по 30 апреля мы отменяли комиссию за ведение расчетного счета для юридических лиц и ИП наиболее пострадавших отраслей, комиссии за неподдержание минимального оборота по эквайрингу (возможность принимать оплату по безналичному расчету), а также возмещали им комиссии за ведение расчетного счета в марте. Возврат средств осуществлялся в течение апреля.

Срок нашего кредитования под 0 процентов на выплату зарплаты – полгода. Мы ожидаем, что даже при негативном развитии ситуации этого срока будет достаточно, чтобы выйти из пика кризиса. Безусловно, сейчас наша главная задача – максимально поддержать своих клиентов, сохранить их для будущего партнерства. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны – порядка 20%, и дальнейший рост экономики опирается в том числе и на развитие этого сегмента. Поэтому сейчас очень важно не допустить, чтобы с рынка ушли средние и малые компании.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0