Вы не авторизованы
Подать заявку на регистрацию блога Авторизация

Abireg.ru Главная Блоги Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Ендовицкий Дмитрий Александрович
Ректор Воронежского государственного университета
Профессор. Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области.
Воронежская область
Регистрация: 14.07.2011
Комментарии к публикациям
Не надейтесь на что то лучшее, прогнут и нового руководителя депутаты со своими строй фирмами. Либо уступай давящей силе, либо и ты вали.
Трезвый мыслитель, 24.03.2017, 23:31:22
Требуем фото "озера" в студию
Воронежец, 24.03.2017, 22:20:15
Начиная с 2013года , курские чиновники все "грозят" и "грозят". лживым руководителям завода, пальчиком так, любя. Верят их лжи Которую используют хо...
наблюдатель, 24.03.2017, 21:20:48
Харитон уже набрал кредитов под этот прожект?
Эко, 24.03.2017, 21:13:47
да, интересный карьерный взлёт
скептик, 24.03.2017, 12:18:01
Класс! Гостиницу люди отремонтировали, деньги вложили, а теперь муниципалы хотят "отжать" ее обратно.
Ник, 24.03.2017, 09:28:37
Плохое решение... ничего хорошего технопарк не ждет....
Владимир, 24.03.2017, 08:52:55
 
Грязные методы межвузовской конкуренции
07.03.2017, 16:02:46

Многие думают, что вузовское сообщество – это спокойное тихое море, где нет штормовых волн, над которым светит теплое солнышко. Они глубоко заблуждаются. Это большой бушующий океан конкурентной борьбы, в котором зачастую используются не совсем законные инструменты. Американский экономист Майкл Портер в своих трудах предлагал создавать законные барьеры для входа в отрасль с помощью диверсификации, повышения конкурентоспособности продукции, ее инновационной составляющей и других экономических и маркетинговых решений. Могу смело сказать, что конкурентная борьба, существующая в вузовской среде, лежит за пределами этой теории.

В науке есть ряд идеалистических допущений, например, идеальное общество, идеальный газ, равнодоступность людей к полной информации, справедливая стоимость. В честной (идеальной) межвузовской конкуренции можно выделить несколько компонентов. Это академическая репутация, востребованность выпускников на рынке труда, привлекательность вуза для зарубежных ученых и абитуриентов, признание стейкхолдерами высокого качества обучения и результатов научных исследований, высокая публикационная активность, эффективный финансовый менеджмент, профессионализм университетского топ-менеджмента. Управляя всеми составляющими конкурентоспособности, университет может добиться больших успехов в своем продвижении, существенно улучшить свои позиции в рейтингах, привлечь большой объем человеческих, финансовых, информационных, интеллектуальных ресурсов. Вуз получает новые идеи для разработок, повышает доверие к себе среди абитуриентов, бизнес-сообщества. Это тяжелый путь, требующий системной работы.

Выскажу очень смелое суждение о том, что в современном российском обществе изначально заложено неравенство в конкурентной борьбе и несправедливое распределение ресурсов. Во многом это связано с созданием не всегда рационального, часто продиктованного лоббистскими возможностями региональных элит, пула так называемых «ведущих вузов». К ним относятся федеральные, национальные исследовательские и университеты, вошедшие в проект «5-100». Во всей России таких вузов наберется не более 50. Учебные заведения, находящиеся в этом «золотом» списке, изначально получают на свое развитие колоссальные государственные инвестиции. К сожалению, критический анализ эффективного расходования этих средств не проводится. Ежегодно государство проводит конкурсы по распределению контрольных цифр приема, средств федеральных целевых программ. Предпочтение в данном случае отдается таким «привилегированным» вузам. Такой инструмент дает системное превосходство в конкурентной борьбе.

Мы не будем давать оценку сложившейся ситуации, рассмотрим другие инструменты.

Не так давно на портале www.life.ru вышла интересная статья «Вуз vs вуз. «Чёрный пиар» университетов в борьбе за абитуриента». В целом я согласился с посылом автора. Но, на мой взгляд, статья достаточно поверхностна. Я составил свой список инструментов межвузовской конкурентной борьбы. К ним прибегают, чтобы добиться большего финансирования, расположения работодателей, выйти на новые рынки и переманить абитуриентов в условиях демографической ямы. Это далеко не полный перечень возможных методов.

Все инструменты борьбы с вузами-конкурентами я разделил на две группы. Первая – это инструменты и технологии, применяемые недобросовестными вузами систематично в течение года. Вторая группа – уловки и технологии, которые начинают активно использоваться во время приемной кампании.

Начнем с первой группы. К ней относится всем известная технология «мазок за мазком». Суть этого метода во вбрасывании в социальные сети (а там сейчас сидит вся молодежь и большая часть людей среднего возраста) негативной информации о том или ином вузе. Информация публикуется от разных пользователей (часто фейковых), из разных аккаунтов, небольшими частями, в разные социальные сети, но при этом регулярно и масштабно. Нелестные отзывы о том или ином учебном заведении, как ядовитое вещество, оседают в сознании пользователей. Благодаря этому вокруг вуза формируется негативный фон. Этот способ требует привлечения большого количества исполнителей. Он применяется зачастую в городах-миллионниках, где между крупными вузами разворачивается масштабная конкурентная борьба.

Перейдем к следующему инструменту. Это влияние на редакционную политику региональных государственных СМИ. Тема не совсем приятна. Как правило, средства массовой информации в своей работе исходят из определённой редакционной политики. Если у вуза Х есть «свои» люди в руководстве региональных администраций, редакциях, отвечающие за формирование редакционной политики, то они имеют определенное преимущество в информационной борьбе. В зависимости от этого, в региональных государственных СМИ могут появляться проплаченные положительные материалы о вузе Х или отрицательные материалы о вузах Y,Z и Q. Причем информация подтверждается оценками неких «авторитетных» экспертов, аналитическими социальными обзорами.

Как и в политике, недобросовестные конкуренты используют своих близких аффилированных журналистов и в преддверии каких-либо значимых событий вбрасывают фейковые новости. Как правило, такие публикации появляются в желтой прессе, изданиях, которые распространяются бесплатно, таблоидах, пользующихся большой популярностью. При этом читатели не задумываются о достоверности информации. Желтая же пресса получает свою выгоду. Издание за счет таких «жареных» новостей увеличивает количество читателей, просмотров сайта и тем самым повышает свой рейтинг.

Следующий инструмент – это спланированный поток негативных комментариев к новости. Все современные средства массовой информации давно перешли на электронную форму выпуска новостей. Практически на всех новостных порталах под публикациями есть возможность оставить комментарий – это некий чат, где читатель может публично высказать свое мнение. При упоминании определенного вуза на него начинается «атака» комментариями. Читатели его «поливают грязью», при этом используя совершенно недостоверную информацию. Грамотные люди понимают, что это продуманный и спланированный троллинг, но большинство неискушенных пользователей верят в прочитанное, считая, что нет дыма без огня.

В нашей практике встречаются случаи, когда в погоне за лидерством конкуренты нанимают специальных PR-рабов. Они выполняют довольно грязную работу – создают негативный пиар для тех или иных хозяйствующих субъектов. Такое свойственно и для вузовской среды. Есть хорошие профессионалы, которые, используя необходимые технологии Public Relations, формируют в массовом сознании негативный образ конкретного вуза. В данном случае все зависит от бюджета, заложенного на достижение этих целей.

Широко распространенной технологией в межвузовской конкурентной борьбе является откровенная ложь в СМИ о своих результатах и информирование о нереалистично завышенных планах. Когда первые лица дают интервью достаточно авторитетным изданиям, в их ответах и высказываниях звучат совершенно фантастические заявления – «Мы наберем огромное количество студентов…», «Мы будем самыми лучшими…». Похоже, что однажды и на Марсе будут яблони цвести. Обычные читатели принимают эту ложь за правду. Тем более, что у старшего поколения еще со времен Советского Союза сохранилась вера в печатное слово.

К первой группе относится также довольно жесткий, но при этом сильно распространенный, инструмент. Это полуанонимные (с вымышленной фамилией автора) заявления в Министерство образования и науки Российской Федерации, прокуратуру, ГУ МВД по тому или иному региону и прочие структуры. Автор подобных «записок» рассказывает о ложных, передернутых или выдернутых из контекста фактах нарушений. Безусловно, любая силовая структура, орган исполнительной власти должен реагировать на такие письма. Добросовестному вузу приходится принимать большое количество контролирующих инстанций, проходить проверки и доказывать, что описанных нарушений нет. Это нервирует коллектив и отвлекает его от выполнения своих обязанностей.

В последнее время, чтобы нарушить баланс в вузе-конкуренте и вывести его из зоны комфорта, активно привлекают студенческих лидеров. Сначала их пристально изучают, затем через системы независимых профсоюзов, некоммерческие организации, правозащитные и экологические движения привлекают к сотрудничеству. Вуз-конкурент получает «прикормленных» оппозиционных лидеров мнения, которые постоянно нарушают баланс внутри своего вуза, создают зону конфликта. Вместе с представителями студенческого актива поддерживается и внутренняя оппозиция преподавателей, так называемая фронда. Они настраивают коллектив против действующего ректора, усиливают негативный эффект от принятых неэффективных решений администрации. Для запуска информации активно используется метод «сарафанного радио», который превращает ее в конечном итоге в абсурдные слухи. Стоит отметить, что манипулирование общественным сознанием всегда очень хорошо работает. Это также отвлекает человеческие ресурсы учебного заведения, отвечающие за качество обучения и научные исследования. Подобную ситуацию мы часто видим в Москве, Казани, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. К сожалению, в некоторой мере эта технология применяется и в Воронеже.

Вторая группа методов начинается с классического инструмента межвузовской конкуренткой борьбы – резкий демпинг цен на обучение. Недобросовестные вузы знают, что даже если цены на обучение на том или ином факультете значительно ниже нормативов подушевого финансирования, установленного учредителем, то серьезного наказания не последует. Таким образом, за счет существенных преференций в стоимости обучения вуз привлекает большое количество абитуриентов.

Искусственная задержка оригиналов документов об образовании абитуриентам, передумавшим поступать в определенный вуз – это еще один довольно интересный ход, который использует значительная часть вузов. Ситуация стандартная. Абитуриент приходит в приемную комиссию университета, его убеждают поступать, он приносит оригиналы документов. Через некоторое время его переубедили родители, знакомые, или он сам понял, что ошибся с выбором. Абитуриент возвращается в вуз, но ему отказываются сразу выдать документы. Находится множество объяснений и предлогов – потеряли ключи, заболел секретарь приемной комиссии, а доступ к сейфу с документами имеет только он. Абитуриент становится «крепостным» вуза, куда принес оригинал, теряя возможность поступить куда-либо еще. Такое встречается очень часто.

Следующий способ – распространение среди абитуриентов заведомо ложной информации о качестве образования и репутации в вузе-конкуренте. Вузовское сообщество Воронежской области усиленно борется с этой проблемой, но она, как Лернейская гидра из греческой мифологии – отрубаешь одну голову, на ее месте вырастают три новых. Как правило, члены приемной комиссии передают абитуриентам информацию как сакральное знание. «Вы знаете, в том вузе…», «Работодатели их не любят». Члены приемной комиссии отводят родителей поступающих в сторону и в более неформальной обстановке сообщают им «страшную новость».

Существует также довольно безобидный, но при этом часто используемый, инструмент переманивания абитуриентов. Вузы устраивают у входа в приемную комиссию вузов-конкурентов пикеты. Абитуриентов, целенаправленно идущих поступать в определенное учебное заведение, на входе зазывают подать заявление в другой университет, аргументируя более хорошими условиями, возможностью дальнейшего трудоустройства.

Особо хочу обратить внимание на еще один инструмент, грязный и незаконный. До выхода официального приказа в сроки, определенные федеральным порядком приема, абитуриенту выдают справку о его зачислении. Ему показывают подписи, печать, утверждая, что он поступил. Абитуриент спокоен, родители тоже – ведь есть же справка. Но это не что иное, как «филькина грамота». Абитуриента цинично вводят в заблуждение и лишают права поступить в другой вуз.

Последний инструмент в моем списке – непрозрачность рейтингов. Используя такой метод ранжирования поступающих, вузы вводят в заблуждение абитуриентов и их родителей, не дают принимать объективные решения. Если посмотреть порталы для абитуриентов у каждого вуза, то мы увидим, что рейтинги зачастую непрозрачны, составлены в ненадлежащем порядке. Совершенно непонятно, на каком месте находится абитуриент. Во многих вузах вывешен набор вне ранжирования, часто закрываются даже баллы ЕГЭ. 

Это далеко не полный перечень технологий, которые используют вузы в борьбе за «лучшую жизнь». Конкуренция в вузовской среде – это проблема социально резонансная, в нее поневоле оказывается вовлечено большое количество людей. Абитуриенты, сами того не осознавая, попадают под удар противостояния. На мой взгляд, органами государственной власти должны быть разработаны правила, которые будут регулировать конкуренцию в вузовской среде. На нас лежит ответственная миссия – воспитание молодого поколения, поэтому мы должны предоставлять абитуриентам право свободного выбора не только специальностей, но и учебного заведения, без манипулирования их сознанием.

 

2644
Ваш E-mail:

Комментарии (10)

Перечень технологий представлен довольно-таки развернуто. Но что-то способы противодействия им не раскрыты. Получается какой-то "писк души".
07.03.2017, 16:58:55 / Игорь
Не думал, что столь уважаемые люди читают портал Лайф. Это отброс журналистики
08.03.2017, 17:57:43 / гость
Начал вроде неплохо, а потом пошла етута. НЕТ ОБЪЕКТИВНОГО АНАЛИЗА СОБСТВЕННОГО ТРУДА И В ЦЕЛОМ ВГУ. Те самые самые передовые 50 вузов еще с советских времен имели и имеют фундаментальную науку и соответствующее образование.
09.03.2017, 05:12:51 / Юрий Корчагин
После прочитанного как-то не радостно. Главный вопрос остался открыт. Как повысить, а лучше изменить качество нашего образования? Всё упирается в некую утопическую эффективность, и всё свелось к вербовке абитуриента по современным технологиям и с системами коммуникаций, вот только этого недостаточно. Оксфорд, вот почему-то Оксфорд, а ВГУ отчего-то ВГУ, и эти параллельные прямые - не пересекаются.
09.03.2017, 15:19:06 / Случайный прохожий.
Ярая борьба за абитуриента говорит о том, что эта статья доходов у наших ВУЗов является основной. Зарабатывать мы так и не научились. Вот об этом и стоило бы поговорить. А эта писанина делу не поможет.
10.03.2017, 13:53:23 / Леонид Х
Понятна боль автора по данному вопросу. Но высшее образование в глубоком кризисе, и, к сожалению, уровень подготовки выпускников всех вузов низкий (в том числе и ВГУ). Их знания не соответствуют требованиям рыночных реалий. И ни один ВУЗ не дает действительно качественный продукт. Соответственно не может создать брэнд и отстроиться от конкурентов. По этому и возникают такие проблемы. У Apple при наличие кучи конкурентов в том числе и недобросовестных, не возникает такого беспокойства.
10.03.2017, 15:11:24 / Сергей
Всем понятны проблемы, но никто не знает, как их решить.
15.03.2017, 13:52:54 / www
Хорошая , я бы даже сказал, - Статья ...для семинарского занятия студентов, изучающих маркетинг образования. вот что удивительно : абсолютное впечатление складывается, что пишет не "практик", а "теоретик". Но, ректор , не первый год в должности, -это давно практик!! И ещё мысль : как бы верно не были изложены методы, выглядит это описание не иначе как позиция оправдания существующего положения дел в ВГУ. Да, задача в реальности развивать вуз, а не только гнаться за рейтингами - чрезвычайно сложная и требующая многогранного таланта управленца. Не каждому дано, и здесь самое главное - адекватная самооценка себя как капитана ,способного в кризисное время, в условиях отсутствия сильного лобби на федуровне (мечта каждого) повернуть процессы разрушения вспять. Время упущено, новому ректору одно пожелание - обратить внимание на брошенный и униженный своей оплатой труда ППС, на несправедливую оплату внутри вуза. Будет сильная команда ППС -будет ВУЗ, а если разбежится окончательно - никакая системная работа по повышению конкурентоспособности пользы не принесёт.
19.03.2017, 16:14:00 / Очевидец
Очень печально это читать( Архи стыдно за высшее образование Воронежа((
21.03.2017, 09:02:20 / Из Воронежа
Тысячу раз был прав Жорес Алферов в том, что высшая школа, образование и медицина должны быть ГОСУДАРСТВЕННЫМИ, независимо от государственного строя в России...
22.03.2017, 14:31:14 / LEO
Добавить комментарий

Другие темы автора

Бренд университета узнаваем в мировом интернет-сообществе Комментарии 2, 27.03.2017, 05:42:44
  Хотим мы этого или нет, но осознанная жизнь современного человека все больше переходит в виртуальную реальность. Это напрямую касается и сферы высшего образования. Не так давно закончилась При...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Комментарии 4, 27.03.2017, 05:42:44
Процесс воспитания пронизывает всю жизнь общества, является одной из его ведущих функций. За решение воспитательных задач отвечает множество субъектов, практически все общественные институты – с...
Вузовский мир Воронежа: вызовы и тенденции развития Комментарии 2, 27.03.2017, 05:42:44
  Вузовская жизнь Воронежа яркая и динамичная, так как вузы являются одним из главных драйверов региональной экономики и должны адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реалиям, а так...
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Комментарии 1, 27.03.2017, 05:42:44
  Сейчас в вузовской среде самой злободневной темой разговоров, а подчас и яростных споров, стало укрупнение вузов. Я также уже не раз выступал на страницах СМИ с публикациями на эту тему. Доста...
Об Ассоциации вузов Черноземья Комментарии 3, 27.03.2017, 05:42:44
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Чтобы осознать это, не нужно даже листать книги по истории, достаточно окинуть взглядом опыт своего поколения. При этом, как мне представляется, ключевым при о...
Возможность выбора стипендии – важная ценность университета Комментарии 1, 27.03.2017, 05:42:44
Деятельность любого высшего учебного заведения оценивается по многим параметрам, как правило, количественным. Это и квадратные метры площадей, и стоимость научного оборудования, и средняя зарплата про...
О мультфильмах: казалось бы, при чем здесь Воронеж и ВГУ? Комментарии 1, 27.03.2017, 05:42:44
Мультфильмы, разумеется, больше всего любят дети, а, как поется в известной песенке, «также их родители». Ведь когда дети смотрят мультики, они забывают обо всем на свете, а родители могут...
Вузовская реформа: новый этап Комментарии 6, 27.03.2017, 05:42:44
В вузах Воронежской области завершился учебный год. Но они продолжают жить напряженной жизнью. Из их стен вышел новый отряд молодых специалистов. И одновременно открылись двери приемных комиссий, нача...
Контрольные цифры приема на 2016/17 учебный год: ВГУ демонстрирует поступательный рост Комментарии 3, 27.03.2017, 05:42:44
 29 мая приказами Минобрнауки №№ 543 и 544 были подведены итоги открытого публичного конкурса на распределение организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема п...
Кем хочет стать выпускник школы 2015: ЕГЭ покажет Комментарии 3, 27.03.2017, 05:42:44
Последний звонок, который прозвучит для выпускников школ нашей области, не только предваряет начало серьезной и ответственной испытательной процедуры ЕГЭ, но означает для вузов старт нового этапа прие...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   

Комментарии к блогам
Согласен, что в Австрии отличное катание. Этот сезон открывал в Швейцарии. Там один екатеринбуржец, который говорит, что объехал все лужные курорты, о...
orishenko, 24.03.2017, 15:19:55
Тема хорошая, но вывод известен заранее: число обеспеченных не равно числу состоятельных. А на горных лыжах кататься все-таки лучше в Австрии - мне ли...
Коровьев, 24.03.2017, 11:26:55
Это может быть хорошей темой для поста: обеспеченные и состоятельные, кто они? К примеру, какой это уровень доходов, скажем, для Воронежа? Как их лучш...
Афиноген, 23.03.2017, 13:36:35
Автору пора бы понять, что здесь площадка не для саморекламы, и отчего бы не заниматься этим в соц. сетях. А, что касаемо скандинавского бизнеса и их ...
Случайный прохожий., 22.03.2017, 18:50:25
Тысячу раз был прав Жорес Алферов в том, что высшая школа, образование и медицина должны быть ГОСУДАРСТВЕННЫМИ, независимо от государственного строя в...
LEO, 22.03.2017, 14:31:14
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа
Конференц-залы Воронежа

Лучшие адвокаты Воронежа

Выгодный курс обмена валют в банках Воронежа

Лучшие базы отдыха Воронежской области

 
    

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7(473) 250-24-95 (96), 269-73-00, +7(473) 262-23-50
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"