WorldClass

28 марта 2024, 13:56
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

Газета «Известия» // Торг уместен: три российских сервиса такси предложат систему аукционов

07.11.2018 16:33

Модель внедряют для повышения конкуренции на рынке, пишут «Известия».

Российские сервисы такси всё активнее используют аукционную модель при формировании стоимости поездки. Федеральный сервис «Таксовичкоф» с ноября 2018 года ввел услугу, позволяющую пассажиру торговаться с водителем за свою цену, а агрегатор «Максим» начнет применять систему аукционов с 2019 года, сообщили «Известиям» в службах. За счет такой схемы предполагается снизить стоимость услуги минимум на 15%, что должно помочь в борьбе с крупными агрегаторами – «Яндекс. Такси», Uber и Gett. Эксперты оценивают такую перспективу скептично: торги могут затянуть время заказа машины, которое все компании стремятся свести до минимума, такая схема оправдана только на длинных расстояниях.

И «Максим» тоже

Как рассказали «Известиям» в сервисе «Максим», агрегатор сегодня работает по такой схеме: клиент может повысить цену, если по фиксированному тарифу никто из водителей не взял заказ или если поблизости нет машины. «Этот механизм выручает в часы пик или в непогоду, когда количество заказов резко возрастает», – сказали в компании. Но со следующего года в торг вступят водители, пассажир сможет выбрать из предложенных ими цен привлекательную для себя.

Служба такси «Таксовичкоф» (работает в Москве и Санкт-Петербурге) с ноября ввела для пассажира возможность выбора между фиксированным тарифом и проведением аукциона.

Клиент при оформлении заказа смотрит цену по тарифу и назначает свою. Водитель видит «клиентскую цену» и может вступить в торг, предложив свой вариант. Пассажир либо подтверждает его, либо продолжает аукцион. Торг может длиться не более трех минут: если в течение этого времени стороны не пришли к соглашению, заказ считается неоформленным.

В компании объясняют, что таким образом можно будет снизить цену поездки до уровня крупных агрегаторов – не менее чем на 15%, а водители не будут простаивать и получат дополнительные заказы. Для «Максима» же главное – возможность ускорить поиск водителя, сообщил представитель сервиса.

Аукционы не для всех

В России сегодня работает только по аукционной схеме специализированный сервис InDriver. Но там, в отличие от служб с фиксированным тарифом, предполагается, что и первоначальную цену устанавливает сам пассажир. В сервисе уверяют, что цена на поездки в среднем на 20% дешевле, чем у их конкурентов.

InDriver основан в Якутске в 2012 году, а на московский рынок вышел в конце 2017 года. В то время здесь по аналогичной схеме уже работал FixTaxi, основанный создателем приложения «СравниТакси» Андреем Азаровым. Он сказал «Известиям», что FixTaxi закрывается. У сервиса, по его словам, было около тысячи клиентов. InDriver в этом году привлек $5 млн инвестиций от российского венчурного фонда Leta Capital. «У FixTaxi таких инвестиций нет. Но выбранная модель помогла сервису просуществовать так долго (с марта 2016 года. – «Известия») в условиях конкуренции», – резюмировал он.

В InDriver и FixTaxi стоимость около трети заказов была определена путем торгов, в остальных случаях пассажира устраивала цена водителя.

– Аукционы – нишевая модель. Она имеет право на жизнь, но в определенных случаях, например при длинных поездках. Для массового сервиса эта опция не выгодна: это затягивает процесс заказа такси», – отметил Андрей Азаров.

Другие крупные сервисы – «Яндекс.Такси», «Везет», «Ситимобил» – не планируют вводить такую услугу, сказали «Известиям» их представители.

У «Яндекс.Такси» другая бизнес-модель – возможность быстрой подачи машины за счет передачи заказа ближайшему водителю из партнерского таксопарка, менять ее в сервисе не собираются.

– Сейчас перевозчик берет заказ, предлагаемый ему программой, на основе множества алгоритмов. Торги отбросят нас в то время, когда о цене на поездку договаривались через приоткрытое окно у бордюра, – сказал «Известиям» пресс-секретарь ГК «Везет» Зоя Австрийская. С ней согласен представитель «Ситимобила» Георгий Лобушкин: цену поездки определяет искусственный интеллект и обработка большого количества данных, алгоритмы постоянно совершенствуются.

«Ручные переговоры»

Возврат формата «ручных переговоров» между пассажиром и водителем, по словам представителя ГК «Везет», может увеличить стоимость проезда и время подачи автомобиля. Если сервисы начнут массово использовать возможность торгов, может уменьшиться «плотность пользования такси», считает Зоя Австрийская. Она опасается, что, с одной стороны, меньше работы будет для водителей, с другой – значительная часть пассажиров такси вернется к троллейбусам и маршруткам.

– В такой схеме тарифообразования нет ничего принципиально нового, ей столько же лет, сколько и такси. Происходит то же самое, что и с вызовом такси по телефону. Три года назад все агрегаторы говорили, что они более высокотехнологичны, современны по сравнению с традиционными службами такси, что диспетчерские службы уйдут в прошлое, – напомнил «Известиям» руководитель центра компетенции Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. – Сейчас все агрегаторы обзавелись телефонным номером вызова. Агрегаторы пытаются отвоевать через разнообразие предложений долю рынка, но на торги готова будет пойти узкая аудитория – пассажиры, которые хотят существенно сэкономить.

В сервисах такси не раскрыли «Известиям» их долю рынка. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, на июнь 2017 года «Яндекс.Такси» и Uber занимали 10,4% рынка, Gett – 2,5%, «Максим» – 7,6%, ГК «Везет» – 12,3%. Всего на агрегаторы приходилось 32,8% рынка. Остальная доля – у традиционных служб такси.

Полина Гриценко
Газета «Известия», 00:01, 07.11.2018

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0