WorldClass

20 апреля 2024, 01:58
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

РЕЙТИНГИ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Замгубернатора Белгородской области по внутренней и кадровой политике Ольга Павлова: «Этот год пройдет под эгидой бережливого управления»

27.07.2018 13:57
Автор:

Белгород. 27.07.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Карьера нашей собеседницы – наглядный пример того, как школьный учитель русского языка и литературы, переехав в другой город, может вырасти в заместителя губернатора. В Белгородском Институте развития образования Ольга Павлова прошла путь от преподавателя до проректора по научной работе, потом стала начальником областного управления профессионального образования и науки, затем получила приглашение работать в Департаменте внутренней и кадровой политики.

– Ольга Альбертовна, как вы оказались на государственной службе?

– Я приехала в Белгородскую область почти двадцать лет назад. Планировала поступать в аспирантуру, заниматься филологией, поэтому необходимо было идти работать со студентами в вуз либо в дополнительное образование взрослых. Я пришла в Институт повышения квалификации, или развития образования, как сейчас говорят, прошла по конкурсу на вакансию старшего преподавателя, – временную, поскольку человек был в декретном отпуске, – и начала работать. Позже защитила диссертацию в Московском педагогическом государственном университете им. Ленина, потом получила звание доцента, была заведующей лабораторией, кафедрой, проректором по научной работе.

Когда работала проректором, Юрий Васильевич Коврижных, в то время возглавлявший департамент образования, культуры и молодежной политики области, предложил мне войти в кадровый резерв по линии департамента. Кадровый резерв формировался, как обычно, из сотрудников подведомственных учреждений, уже зарекомендовавших себя в профессии. Я работала в образовании, меня знали в области. Все предельно просто. Затем работала начальником управления профобразования и науки. Естественно, в связке с департаментом внутренней и кадровой политики, ведь конечный продукт образования – это специалист, профессионал, готовый работать в различных отраслях экономики.

В департаменте я начинала свой путь как заместитель начальника по стратегическому развитию, занималась инновациями. Спустя полгода стала первым заместителем, в качестве которого проработала еще пять лет. После ухода со своей должности Валерия Александровича Сергачева (первого заместителя губернатора – начальника департамента внутренней и кадровой политики), который был моим руководителем, Евгений Степанович предложил возглавить департамент. Абсолютно все стандартно, на мой взгляд. Человек нарабатывает компетенции, зарекомендовывает себя и идет дальше.

Сегодня департамент занимается подбором персонала в широком смысле. Через кадровую службу проходят руководители высшей группы должностей органов исполнительной власти региона. Кроме того, по соглашению департамент осуществляет ряд кадровых процедур и согласовывает определенную группу должностей в муниципальных образованиях.

– Как идет отбор?

– Одно дело – оценка персонала, другое дело – подбор. В регионе достаточно широкая система оценки персонала. Она, на мой взгляд, уникальна. Методика предполагает тестирование, оценку профессиональных знаний и компетенций специалиста, собеседование, на определенные группы должностей – оценку на полиграфе. В целом это комплекс оценочных процедур.

Рассматриваются справка-объективка, послужной список, резюме, которое составляет соискатель, где описываются умения и навыки, рассказывается о семье, хобби и т. д. Здесь нет мелочей. Итак, после документов обязательна личная встреча. Это однозначно, потому что ни одна психодиагностика, ни один полиграф не дадут объективной картинки. Нужно минимум 1,5 часа, чтобы приблизительно понять, готов ли человек занимать данную статусно-ролевую позицию, каковы его жизненные принципы. Очень важно, разделяет ли он ценности и корпоративную культуру организации. Плюс профессиональные навыки, хотя это в большей степени можно увидеть по бумагам, потому что профессиональное тестирование обязательно. Если соискатель претендует на должность бухгалтера, то проверяются знания бухгалтерии, на руководителя юридического отдела сдается тест на знание юриспруденции и менеджмента и т. д.

– Какие реализованные вами проекты или идеи для вас самые значимые?

– Я стараюсь максимально вкладываться во все, что делаю. Мне кажется, большая часть сотрудников департамента поступает так же. Если говорить, в чем особенно мы принесли пользу, на мой взгляд, это модернизация системы профобразования. Повысился престиж среднего профессионального образования. Последнее время бытует мнение, что многие идут в ссузы, потому что при поступлении не надо сдавать ЕГЭ. На мой взгляд, это не так. Просто молодым людям сегодня нестыдно учиться в техникумах и колледжах.
«Парад профессий», слышали про такое? Очень нужный проект. Приглашаю, посмотрите, как изменились ребята: открытые лица, желание идти дальше, стремление созидать – вообще меняется образ студентов СПО, растет рабочая аристократия. Меня радует, что участники этого проекта начинают по-другому оценивать себя, гордятся своей профессией. Я считаю, это главная заслуга большой команды.

– Как работодатели реагируют на новшества и изменения – поддерживают сразу или приходится уговаривать?

– Ребята меняются, наши работодатели тоже меняются, особенно сильные изменения произошли последние 5-10 лет. Самое ценное – это когда руководитель компании озадачен тем, как идет подготовка кадров для его предприятия. Когда его интересует, кто учит, компетентны ли преподаватели, тому ли учат, какое оборудование в мастерских, то есть на чем учат. Когда это происходит, совершенно по-другому строится процесс обучения: работодатели сами вникают в процесс подготовки специалистов, оценивают сотрудников учебных заведений, направляют в техникум или колледж своих работников для наставничества. Таких руководителей сейчас очень много.

Для создания подобной системы и перемены взглядов на профессиональное образование пришлось пройти долгий эволюционный путь. Конечно, здесь роль Евгения Степановича колоссальна. Он смог убедить работодателей задуматься над вопросами подготовки кадров. Верю, что это начало большого пути.

– Проектное управление очень модно и актуально сейчас. Его пытаются во всех сферах ввести. Насколько это уместно и какие могут быть риски?

– Проектное управление меняет людей, их мышление, их ориентированность на результат. Что ставится во главу угла в проектном управлении? Что такое проект? Проект – это набор методов, приемов, механизмов, который позволяет решить проблему при ограниченных ресурсах. Следовательно, вы, чтобы выполнить сложную задачу, должны найти нестандартные пути решения. В чем сложность или проблемность любой задачи? В недостатке чего-либо. Человек в стесненной ситуации, у него не хватает, допустим, денег, или человеческих ресурсов, или времени, а надо выдать продукт, который бы соответствовал заданным параметрам. Работая в проектном режиме, вы заведомо сориентированы на результат, вам не до процессинга. Когда, больше 7 лет тому назад, начинался проект по инициативе Евгения Степановича, уже тогда было ясно, что эффект от его реализации будет значительным. Дело не столько в эффективном расходовании бюджетных средств, а в том, что проектный менеджмент меняет мышление.

На государственно-гражданской службе мы очень часто сталкиваемся с проблемами, которые требуют нестандартного решения. Те государственные служащие, которые научились справляться с задачами эффективно, используя инструменты проектного менеджмента, чувствуют себя успешными. Не в смысле того, что они стали больше зарабатывать, а в смысле осознания «я это сделал». Это дорогого стоит, люди меняются.
Но при внедрении проектного управления возникают и риски. Один из них – подмена понятий. Есть соблазн выдать текущую деятельность за проект, хотя это далеко не одно и то же. В проектной деятельности обязательно должна быть проблемность и ограниченность ресурсов.

– Система работает во всех сферах?

– Абсолютно. В бизнесе, в госсекторе, даже в быту. Например, дома, когда борщ готовите. Если вы его делаете впервые и при этом у вас недостаток продуктов или времени, – есть 100 рублей, полчаса времени и пустой холодильник, – разве это не проект? Проект. Нужно выстроить логистику (поход в магазин), распланировать ресурсы (сколько чего купить), в деньги уложиться и плюс тайминг. Но это если готовите впервые. Потом борщ уже не проблема, потому что вы знаете, как сварить при ограниченных ресурсах.

– Какие вы для себя поставили планы на этот год?

– Этот год будет посвящен бережливому управлению. Это еще один управленческий проект. В функции департамента входит описание управленческих технологий, которые в дальнейшем внедряются в органах власти, сопровождение этих процессов.

Так было и с проектным управлением. Были описаны инструменты, заложены требования, «правила игры», определена система мотивации. Кстати, не только материальная мотивация важна, но и моральная. Необходимо мотивировать на созидательную деятельность: для кого-то более важны деньги, для кого-то – признание. Сейчас, как я уже сказала, Евгений Степанович поставил новую задачу – внедрить инструменты бережливого производства, бережливого управления. Работаем над сокращением всех видов потерь.

– А какие в госслужбе потери?

– Такие же, как в бизнесе. Отличие только в одном: в бизнесе ты сам за себя, ты можешь целевую установку менять: построить завод не за 1,5 года, а за 3. Можешь в любой момент отказаться от заданных тобою же параметров к результату проекта. Рискуешь своими деньгами. В госсекторе так нельзя. Вот 1,5 года: если не построил, то реализовал проект неуспешно. Значит – неуспешный менеджер. Чтобы работать более эффективно, необходимо убрать из вашей деятельности все то, что не добавляет ценности в итоговый продукт, будь то услуга или действие.

Например, временные потери, потери ожидания. В госсекторе часто теряется время на согласование документов (то есть постановлений, распоряжений), а ведь за каждым из них стоит ценность – строительство объекта, выделение грантов, льготы, улучшение условий труда или проживания, иные блага. Наша задача – чтобы ценность, которую мы создаем, как можно быстрее дошла до жителей региона. Мы не должны терять ни на чем: ни на дублировании, ни на перемещении, ни на лишних согласованиях.

Вплоть до обустройства кабинета. Есть такой инструмент бережливого производства как 5С. Это когда от каждого сотрудника требуется следовать определенной культуре содержания рабочего места, что позволяет систематизировать деятельность, быстро найти любую бумагу и т. д. Любые излишества – это потери, мешающие достижению результата. Наша задача – уйти от этих потерь.

– У вас лично есть жизненные принципы, которых вы придерживаетесь?

– Есть хорошая кельтская пословица: «Делай что должно, и будь что будет». Я стараюсь предельно выкладываться при решении любой задачи – и сотрудников департамента на это настраиваю: «Что бы ты ни делал, делай это с душой, с самоотдачей, чтобы было не стыдно».

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1