WorldClass

28 марта 2024, 14:07
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

Областной суд отменил согласование архитектурного облика для общественно-деловых зон Воронежа

16.02.2018 20:20
Автор:

Воронеж. 16.02.2018. ABIREG.RU – Как стало известно «Абирегу», Воронежский областной суд удовлетворил административный иск ООО «ТД «Энергоснаб» к городской думе о признании недействительными Правил землепользования и застройки облцентра в части необходимости согласования с мэрией архитектурно-градостроительного облика объекта при его строительстве или реконструкции.

В суде «Абирегу» пояснили, что речь идет об отмене соответствующего условия для территорий с индексом «О2» – общественно-деловой зоны обслуживания местного значения. Как гласят Правила землепользования и застройки, эта зона выделена для «формирования местных (локальных) центров городских районов и полосных (линейных) центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения».

Судя по карте градостроительного зонирования, общественно-деловые зоны, помеченные индексом «О2», располагаются преимущественно в отдалении от центральной части города. По направлению в Коминтерновский район они начинаются от пересечения ул. Плехановской и Средне-Московской, по направлению в Юго-Западный – от пересечения ул. Кирова и 20-летия Октября, по направлению в сторону СХИ – от остановки «Работница». В центральной же части города превалирует индекс «О1», который предполагает размещение «учреждений федерального, регионального и общегородского значения».

Почему «Энергоснаб» решил оспорить процедуру согласования архитектурного облика, не известно: в приемной директора компании пообещали передать руководству запрос «Абирега», однако ответа на него не поступило.

В пресс-службе Воронежской городской Думы изданию пояснили, что свое решение областной суд мотивировал отсутствием определенного федеральным законодательством конкретного механизма для реализации такой административной процедуры, как предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта. При этом особенностей осуществления градостроительной деятельности для Воронежа на федеральном уровне суд не нашел.

Тем не менее в гордуме не согласны с позицией облсуда и намерены обжаловать ее в Верховном суде РФ. По мнению городского парламента, оспоренный нормативно-правовой акт принят «в полном соответствии с действующим федеральным законодательством, в том числе в рамках реализации полномочий по решению вопросов местного значения, установленных п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положений Градостроительного кодекса РФ и Постановлений Правительства РФ». В гордуме уверены, что представительный орган местного самоуправления имеет возможность утверждения соответствующей административной процедуры в Исчерпывающих перечнях процедур по строительству объектов жилого и нежилого назначения.

Напомним, что необходимость согласования архитектурного облика объекта является нововведением воронежских властей, которое вступило в силу с начала прошлого года. Процедура предполагает, что после получения градостроительного плана земельного участка и разработки проектной документации застройщик обязан согласовать внешний облик будущего здания с управлением главного архитектора (УГА). Для этого он должен представить на суд чиновников схему разверток фасадов по улице, где будет располагаться объект, их цветовые и световые решения, типы ограждений, выходящих на фасадную часть, а также «объемно-пространственные решения проектируемого объекта с фиксацией с наиболее ответственных направлений его восприятия (3D визуализация)».

В УГА обязаны согласовать архитектурный облик в течение месяца, после чего застройщик имеет право получить разрешение на строительство. Однако чиновники могут и отказать в согласовании. При этом список критериев, на основании которых может быть принято отрицательное решение, весьма абстрактен. Так, помимо несоответствия формальным документам (Генплану, Правилам землепользования и застройки и другим) и дизайн-регламенту (установлен для определенных улиц Воронежа), сюда же входят причины несоответствия «сложившимся особенностям и характеристикам территории» – историко-культурным, визуально-ландшафтным, функциональным, планировочным и другим. По каким параметрам чиновники УГА могут сделать вывод о несоответствии облика «сложившимся особенностям», алгоритм его согласования не конкретизирует.

Примечательно, что в начале февраля с резкой критикой работы УГА из-за многочисленных нарушений при согласовании архитектурных обликов выступила региональная прокуратура. В ходе проверки было установлено более 20 фактов нарушения сроков рассмотрения заявлений, выявлены «многочисленные случаи» ненаправления заявителям ответов, а также факты незаконных отказов в оказании муниципальной услуги. Как утверждают в надзорном ведомстве, в УГА была распространена практика «уклонения от принятия должностными лицами решений по результатам рассмотрения поступивших материалов». Вместо этого заявителям устно указывалось на необходимость их отзыва для дальнейшей доработки, из-за чего в отдельных случаях согласование занимало до четырех месяцев. По результатам проверки прокуратура привлекла к дисциплинарной ответственности замруководителя управления Виталия Чмыхова (владеет 60% ООО «Воронежская проектная компания»).

Участники строительного рынка Воронежа негативно отзываются о новоявленной муниципальной услуге, поскольку видят в ней значительную долю субъективизма со стороны чиновников и высокие коррупционные риски. «От субъективного мнения двух-трех чиновников зависит работа сотни строительных и девелоперских компаний. Это дополнительные препоны для развития бизнеса, дополнительная бюрократия. Раз позиции прокуратуры и суда совпадают, значит, нужно или совсем отменить эту процедуру, или сделать ее более прозрачной. Здесь нужны согласительные процедуры, должны участвовать все три стороны – власти, девелоперы и проектировщики. Архитектурный облик должен базироваться на их консолидированном мнении», – уверен глава ГК «БиК» Дмитрий Большаков.

Опрошенные «Абирегом» эксперты не смогли вспомнить судебной практики оспаривания аналогичных нормативно-правовых актов в других регионах России. Управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Дмитрий Просвирин отметил, что, несмотря на признание недействующим оспоренного положения Правил землепользования и застройки, продолжают действовать нормы п. 2.1 ст. 38 ГрК РФ и принятого во исполнение Порядка предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика, которые распространяют свое действие на все объекты капитального строительства в Воронеже.

«Очень хочется надеяться, что данное специальное требование, установленное городской думой, принято с целью регулирования облика города Воронеж, а не как очередная «кормушка» для чиновников или фильтр для неугодных, – рассуждает управляющий партнер консалтинговой группы «Дивиус» Иван Гусев. – Если исходить из желания сохранить, а не нажиться, то требование вполне правильное, оно должно иметь право на существование. К сожалению, с судом сложно не согласиться, ведь, действительно, в федеральном законодательстве отсутствуют какие-либо особенности. Но любые законы могут перетерпеть расширительное толкование – с помощью суда или с принятием соответствующего федерального нормативного акта».

По мнению господина Гусева, если решение Воронежского областного суда вступит в силу, то можно прогнозировать появление аналогичных исков в отношении зон с другими индексами.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 15