WorldClass

28 марта 2024, 19:25
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Горячая двадцатка: портфолио, с которым Александр Гусев покинул воронежскую горадминистрацию

07.02.2018 13:41
Автор:

Воронеж. 07.02.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Передача полномочий Алексея Гордеева именно Александру Гусеву оказалась настолько неожиданной, что, ошеломленные случившимся, СМИ сосредоточились на подведении итогов губернаторства первого и прогнозах губернаторства второго. При этом несправедливо забытыми оказались итоги работы Александра Гусева на посту мэра, продлившейся ни много ни мало 4,5 года.

Как правило, оценка мэрства господина Гусева сводится к намекам на то, что вся эта работа прошла в тени губернаторства Алексея Гордеева, крупных скандалов не было – и то хорошо. На самом деле, если присмотреться именно к тем вопросам, которые зависят от муниципалитета, в портфолио нового главы региона есть и заслуги, и неудачи. Для объективности картины «Абирег» скомпоновал обзор, состоящий из 20 пунктов: по 10 с той и другой стороны.

Заслуга № 1. Дороги

Когда в конце 2016 года мэрия анонсировала, что в течение года дороги на 50 основных городских улицах приведут в порядок, едва ли кто-то поверил в это. Многих даже разочаровало, что сдержанная на обещания команда городской администрации стала уподобляться своим предшественникам и раздавать громкие обещания. Да еще и тему выбрали такую больную. Якобы к концу 2017 года Воронеж получит «красивую, удобную и безопасную» улично-дорожную сеть.

Но время шло, и это обещание постепенно переставало выглядеть популистским. Постепенно даже богом забытые места во дворах, где автомобилисты десятилетиями привыкли скакать по ухабам, один за другим принимали приличный вид. Особенно наглядными успехи в организации ремонта стали в 2017 году, когда в общей сложности удалось отремонтировать больше 150 км дорог и все основные мероприятия (наверное, впервые в городской истории) были выполнены до сезона холодов.

Представители городской администрации не приписывают себе все лавры по поводу этого достижения. В эксклюзивном интервью «Абирегу» руководитель управления городского дорожного хозяйства Олег Котов пояснил, что добиться изменения ситуации в лучшую сторону позволили уход от остаточного принципа финансирования работ, формирование дорожных фондов и реализация приоритетного нацпроекта, благодаря которому в прошлом году город получил на ремонт дорог более 2 млрд рублей.

Если в текущем году команда мэрии тоже сработает слаженно и, как и обещано, завершит проект развязки на 9 Января – Героев Сибиряков – Антонова-Овсеенко, вполне возможно, стереотип о Воронеже как городе убитых дорог постепенно уйдет в прошлое.

Заслуга № 2. Демонтаж несанкционированных киосков

Тот факт, что хаотично «разбросанные» по городу нестационарные торговые объекты уродуют облик Воронежа, давно был очевиден всем. За прослойкой киосков многие даже забыли, как выглядят репрезентативные здания Воронежа.

Полномасштабный демонтаж начался в феврале 2016 года. За 11 месяцев было снесено более 400 незаконных объектов. Дополнительным препятствием к установке новых НТО стало повышение соответствующих штрафов, а также дополнительные издержки для нарушителей за демонтаж и хранение объектов. Демонтаж происходил без оглядки на бренды. В соответствии с общими правилами с лица земли стирались в том числе представительства «Русского аппетита» и «Робина-Сдобина».

По итогам 2017 года вице-мэр Алексей Антиликаторов рапортовал о победе, одержанной над «трехголовой гидрой», и скромном списке НТО под снос в размере 240 киосков, большинство из которых «ждут своего часа» в подземных переходах. По сравнению с изначальной цифрой в 2,5 тыс. штук достигнутый показатель, действительно, выглядит убедительно.

Заслуга № 3. Утверждение дизайн-регламента

В 2015 году воронежские предприниматели перешли в реальность нового дизайн-регламента. Всем зданиям на 70 центральных магистралях областного центра предписывалось оформление, исключающее избыточно пестрые вывески и пристроенные конструкции. За каждым сооружением был закреплен не только внешний вид вывесок и других конструкций, но и цветовое оформление.

Не все предприниматели согласны с пользой такой унификации. В ряде конкретных случаев им приходится подстраиваться под далеко не лучшее состояние здания в ущерб своим интересам. Но в целом реализация дизайн-регламента, безусловно, способствует соответствию наиболее узнаваемых улиц базовым представлениям об архитектурном вкусе.

Заслуга № 4. Планировка центра города

Вскоре после инаугурации Александр Гусев объявил мораторий на выдачу разрешений для использования земли и строительства в центральной части города. В 2015 году администрация Воронежа утвердила проект планировки центральной части города, ограниченной улицами 20-летия Октября, Кольцовская, Степана Разина, Софьи Перовской, Выборгская и проспектом Революции. Общая площадь территории, охваченной проектом, составляет 613 га.

Сам Александр Гусев заявил, что принятие документа впредь не позволит строить сооружения, нарушающие облик города. «Табу на строительство высоких домов у водохранилища даст понять жителям этого района, что на них не прольется «денежный дождь», инвесторы не выкупят у них землю за огромные суммы под строительство многоэтажек. А значит, им самим нужно будет, наконец, привести свои жилища в соответствие современным меркам», – объяснил господин Гусев.

Противники документа в один голос говорили, что он не более чем узаконил ряд многоэтажных новоделов. Однако в его задачи и не входило снести половину города. Зато с момента его принятия у застройщиков появились четкие правила игры, усложнившие агрессивное посягательство на привлекательные территории в центре города.

Заслуга № 5. Внедрение конкурсной процедуры выбора УК для новостроек

Еще в конце 2016 года из-за отсутствия проработанной нормативно-правовой базы в Воронеже, вопреки действующему законодательству, не проводились конкурсы по выбору управляющих компаний для новостроек. Многие застройщики открыто провозглашали на своих официальных сайтах, что их дома обсуживает вполне конкретная, аффилированная УК. Помимо банального нарушения закона, это создавало условия, располагающие к сбору дополнительных платежей с собственников квартир, которые, сами того не замечая, платили и за себя, и за пустующие квартиры, и за гарантийный ремонт, расходы по которому в течение пяти лет должен нести сам застройщик. После предписания ФАС эта проблема была достаточно оперативно решена, несмотря на ряд трудностей, с которыми столкнулась администрация. В частности, для организации легитимного конкурса необходимо было сформировать и запротоколировать представление, какие услуги и в каком минимальном объеме необходимо закладывать в условия аукциона. Тем не менее в 2017 году ситуация стала приобретать урегулированный характер. Жильцы 29 новостроек смогли выбрать УК по конкурсу.

Заслуга № 6. Попытка навести порядок в парке «Танаис»

Впервые за долгое время мэрия именно под началом Александра Гусева попыталась навести порядок в парке «Танаис». В 2016 году, по истечении более 20 лет аренды территории в 21,1 га одноименным ООО, администрация через суд расторгла соответствующий договор. Причинами тому послужили невыполнение компанией изначально заявленных планов по развитию территории, ухудшение ее состояния и даже исчезновение ряда инфраструктурных объектов.

В 2017 году, как и было анонсировано, состоялась презентация новой концепции парка, предусматривающей создание спортивной, культурной зоны, а также зоны общения. Духовным центром территории должна стать многофункциональная библиотека, зонирование которой будет выдержано в стилистике сказки «12 месяцев». В настоящее время ведется поиск инвестора проекта.

Заслуга № 7. Похоронная реформа

В 2015 году городские власти, наконец, решились реформировать похоронную сферу, в которой, вопреки нормам действующего законодательства, сложился плотный симбиоз коммерческой ритуальной деятельности и муниципальных функций по управлению кладбищами и выделению на них мест для умерших. Кроме того, ситуация с воронежскими кладбищами приобрела откровенно кризисный характер: в облцентре осталось всего одно открытое кладбище, ресурс которого также был на пределе.

Решением проблемы стало создание профильного казенного учреждения и ПАО «Воронежское похоронное бюро». В ПАО привлекли частного соинвестора – ООО «Городская похоронная служба». Почти за 90 млн рублей компания получила 75% минус одну акцию.

Принятые меры, таким образом, не только способствовали прозрачности в сфере ритуальных услуг, но и привлекли в отрасль частный капитал, сохранив при этом все вопросы землепользования в компетенции города. Инвестиции направлены на повышение качества ритуальных услуг, исключение дефицита мест захоронения путем строительства крематория и введения в регионе возможности кремации. Кроме того, по условиям соглашения о добровольном пожертвовании городу, ВПБ безвозмездно проводит благоустроительные работы на действующих городских кладбищах, а улучшения на погостах в плане чистоты и организованности неоднократно были отмечены горожанами в последние пару лет.

Заслуга № 8. Попытка сделать цивилизованной ситуацию с парковками

Какой бы непопулярной ни казалась тема с платными парковками на первый взгляд, московский опыт и нарастающий трафик в центре Воронежа неумолимо свидетельствуют, что они неизбежны. Именно в период правления Александра Гусева об этой проблеме не только заговорили в полный голос, но и создали всё для запуска этого проекта.

Картину с введением платных парковок омрачает разве что «протяженность» этого проекта во времени. Мэрии во главе с Александром Гусевым не удалось изначально рассчитать адекватные сроки его реализации. Практически сразу после выборов градоначальника проект был заявлен на 2015 год. К октябрю 2014 года был разработан порядок создания и использования парковок. Но уже в декабре 2015 года к ситуации подключился губернатор Алексей Гордеев. Он заявил, что с организацией платных парковок «тянуть больше нельзя», поскольку «центр забит машинами» и «люди жалуются на пробки». Глава региона поручил чиновникам как можно скорее определиться с конкретными параметрами проекта, однако концессионный конкурс чиновники объявили лишь почти 1,5 года спустя.

Согласно подписанному соглашению, в центре Воронежа будет обустроено 6 тыс. платных парковочных мест – от цирка до железнодорожного вокзала и от Университетской площади до площади Заставы, всего системой будет охвачено 52 улицы. Как ранее пояснял «Абирегу» директор компании-концессионера ООО «Городские парковки» Роман Хахалев, компания планирует инвестировать в проект порядка 115 млн рублей.

Заслуга № 9. «Умные» светофоры

Все российско-японские проекты изначально похожи на восточную сказку больше, чем на быль. Мы еще, конечно, посмотрим, во что выльется сказ про легкорельсовое метро. А вот «умные» светофоры, которые были очень похожи на утопию, все-таки заработали, хоть и с многочисленными отсрочками. В январе они появились на 10 перекрестках в диапазоне от перекрестка Плехановской и Кольцовской до памятника Славы. Кроме того, со временем рассматривается возможность установки дополнительных «умных» светофоров на Брусилова, Димитрова, 20-летия Октября и Кольцовской.

Заслуга № 10. Незапятнанная репутация

С политической точки зрения особого внимания заслуживает, что, несмотря на богатый послужной список, Александру Гусеву удалось сохранить, пожалуй, безупречную репутацию. Он не был замечен ни в одном конфликте, хотя на протяжении многих лет был близок ко всем принципиальным проектам региона. «Он отнюдь не мягкий и не пушистый, а нормальный боец. И главное, умный руководитель. Обратите внимание, он ни в одном скандале не был замечен», – акцентировал внимание «Абирега» экс-губернатор Воронежской области Владимир Кулаков.

Провал № 1. Концессия «РВК»

Тема концессионного соглашения ООО «РВК-Воронеж» хорошо знакома Александру Гусеву. Именно он курировал сделку по передаче «РВК-Воронеж» в концессию еще на посту вице-губернатора. Условия состояли в том, что ООО «РВК-Воронеж» взяло водоканализационное имущество Воронежа сроком на 30 лет в обмен на целевой концессионный транш в 800 млн рублей и инвестиции не менее 2 млрд в течение трех лет. Фактически вложения концессионера в течение этого срока составили лишь половину от этой суммы.

В процессе реализации соглашения программа многократно корректировалась, предприниматели жаловались на несоразмерные штрафы за неопломбированные водоподводящие трубы и узлы учета водопотребления, а представители самого «РВК-Воронеж» – на трудности работать по столь низким тарифам. Впрочем, давая оценку соглашению, Алексей Гордеев в первые дни своего полпредства обратил внимание на два ключевых показателя: жалобы жителей уменьшились, бюджетные деньги на работу водоснабжения не тратятся.

Провал № 2. Проваленная сделка по продаже горсети

МУП «Воронежская горэлектросеть» («ВГЭС») продают уже больше 10 лет, но именно на время работы Александра Гусева выпала наиболее активная федеральная борьба за разгосударствление муниципальных предприятий. В 2016-2017 годах от этой сделки мэрия рассчитывала получить более 1,5 млрд рублей, которые планировалось направить на погашение долгов «Теплосети» на сумму около 2 млрд рублей и, как следствие, уменьшение кредитной нагрузки на муниципальный бюджет.

Тупик муниципального владения «ВГЭС» связан с тем, что заработок этого МУПа целиком идет на поддержание сетевого хозяйства, ни о каком развитии или модернизации сетей речи не идет. Соответственно, и горадминистрация, имея право изымать половину прибыли, не делает этого. Отметим, что по объективным причинам финансовые показатели МУПа заметно падают начиная с 2014 года. И единственным рациональным вариантом управления электросетевым хозяйством «ВГЭС» мэрия считала скорейшее привлечение частных инвестиций.

В начале 2017 года горсеть была выставлена на продажу, но эта сделка провалилась. Победа в конкурсе АО «Городская энергетическая система» была аннулирована мэрией через суд, в то время как фаворит торгов «МРСК Центра» подготовил некачественную заявку, которая была раскритикована чиновниками мэрии.

Спустя каких-то полгода «МРСК Центра» резко пересмотрела свои планы на «ВГЭС» и отказалась от приобретения актива. Есть мнение, что такое решение обусловлено проседанием строительного рынка и, как следствие, падением выручки «ВГЭС» по ключевой статье – за технологическое присоединение. Кроме того, в связи с федеральными трендами, направленными на сокращение доли госсобственности в бизнесе, покупка муниципального предприятия для МРСК, как части госкорпорации «Россети», становится невозможной.

В конце концов, МУП «Воронежская горэлектросеть» было включено в прогнозный план приватизации. 100% его акций останутся в муниципальной собственности. Впрочем, впоследствии они вновь могут быть проданы на торгах. Поэтому никакой ясности в перспективах «ВГЭС» как не было, так и нет, притом что, по заверениям самого экс-мэра, город ежемесячно теряет на обслуживании кредитов «Воронежтеплосети» от 10 до 12 млн рублей.

Провал № 3. Кредиты «Воронежтеплосети»

Одной из многолетних проблем Воронежа остается категорически убыточное казенное предприятие «Воронежтеплосеть». Уже несколько лет анонсируется его передача в концессию. В качестве наиболее вероятного концессионера традиционно называлась «Квадра». Но время идет, а долги «Воронежтеплосети» только растут и уже составляют порядка 2 млрд рублей. По словам Алексея Гордеева, около 300 млн рублей в год идет на компенсацию убытков предприятия. Спасение МКП пробовали организовать, принеся в жертву «Воронежгорэлектросеть». Но не сложилось, поскольку соответствующие торги были признаны недействительными.

Актуальный на сегодня план работы с «Воронежтеплосетью» опять же не нов. Он связан с концессией при условии реализации пятилетней инвестпрограммы в 3 млрд рублей. Предполагается, что в течение первого года инвестор должен будет вложить в теплосетевые активы 650 млн рублей, в последующие четыре – по 600 млн рублей. Важный момент: будущий инвестор – а в качестве претендентов рассматриваются старые добрые «Квадра» и «Газпром» – получит под контроль «чистое» предприятие: многомиллионные долги, из-за которых МКП находится в кризисе, останутся «висеть» на муниципалитете.

Провал № 4. Антон Шевелев

Одним из главных репутационных провалов мэрии под началом Александра Гусева стал скандал с главным архитектором города – на тот момент – Антоном Шевелевым. На волне обвинений строительного блока мэрии в архитектурном бандитизме со стороны губернатора 24 января 2017 года господин Шевелев был задержан по подозрению во взяточничестве.

По версии следствия, он лично и через банковский перевод успел получить более 500 тыс. рублей. По информации источников «Абирега», свое вознаграждение господин Шевелев якобы получил за согласование проекта строительства жилого дома по набережной Массалитинова, д. 35, от директора ООО «Проектно-строительная компания «КРОиС» Руслана Куцева.

Сама по себе эта ситуация всколыхнула нешуточную волну дискуссий о качестве работы чиновников горадминистрации и стала поводом к реформе строительного блока. Вскоре мэрию покинули несколько профильных чиновников. Замену господину Шевелеву власти искали через конкурс и нашли в лице гендиректора проектного института «Воронежпроект» Людмилы Подшиваловой.

Что касается продвижения дела Антона Шевелева, то следствию понадобился год, чтобы подготовить его к передаче в суд, это событие произошло лишь в январе 2018 года.

Провал № 5. Проблемные стройки, в которые пришлось вмешиваться общественникам

В продолжение темы с хаосом в строительном секторе период мэрства Александра Гусева запомнится скандальными стройками, ситуация с которыми более или менее урегулировалась только после вмешательства общественников и волнений местных жителей. Очевидный пример – пресловутый Ленинский проспект, 201, где на месте предполагаемого физкультурно-оздоровительного комплекса силами ООО СК «Новый квартал» Тофика Магеррамова начала «расти» 17-этажка. Строительство здания вызвало активный протест жителей соседних домов, который привлек внимание губернатора Алексея Гордеева, потребовавшего разобраться в ситуации.

История с этим объектом вытащила наружу множество проблем в строительном блоке. Помимо неразумного изменения предназначения здания, по нему было заведено уголовное дело из-за занижения кадастровой стоимости участка. В итоге для этой ситуации было найдено беспрецедентное решение выкупить проблемный незавершенный объект и перепрофилировать его в социальный. С учетом размаха репутационного провала горадминистрации, пожалуй, это единственно верное решение, однако и его цена для городского бюджета будет непомерно велика.

Провал № 6. Расселение аварийных домов

Расселение ветхих кварталов, которое таки произошло при Александре Гусеве (что само по себе плюс), сопровождалось рядом конфликтных ситуаций. Многие жильцы были не согласны с теми вариантами, которые им предлагались взамен ветхого жилья. Сам господин Гусев на это реагировал достаточно жестко: «Мы, извините, в судах проводим годы, предлагая людям взамен аварийного жилья новые квартиры. Люди не соглашаются, потому что хотят там что-то еще на этом заработать. Сидеть и ждать, пока свалится счастье молодому человеку 30-35 лет, наверное, это не совсем социально справедливо. Нужно идти и работать, зарабатывать деньги и покупать себе жилье», – заявил он на одной из планерок в мэрии.

Мэрия рапортует об определенных успехах в расселении. По данным пресс-службы уже ликвидирован аварийный фонд, признанный таковым до 1 января 2012 года. Боле 1,45 тыс. семей получили либо новое жилье, либо денежную компенсацию. Но относительно плановых показателей разница составляет 37 семей, вопрос о предоставлении денежной компенсации которым решается через суд.

И это не говоря о том, как страшно бывает смотреть, в каком состоянии находятся 65 многоквартирных домов, признанных ветхими после 2012 года. В прошлом году дополнительно «подсолил» ситуацию блогер Илья Варламов, разместивший пост о жутких условиях в доме по переулку Славы. «На местных жителей каждый день с потолка падают куски бетона, а отходы они вынуждены сливать не в канализацию, а прямо под деревянный пол, который местами проваливается. Проблема очень серьезная: здание может в любой момент сложиться как карточный домик. Жильцы каждый день рискуют жизнью, не говоря уже о крыше над головой, но власти их не замечают».

Будущее дома по переулку Славы, 14, до сих пор призрачно. Согласно заключенному договору, его расселение изначально было запланировано на 2022 год (не факт, что здание в принципе выдержало бы такой «период дожития»). Сейчас мэрия «активно прорабатывает вопрос сокращения сроков его расселения». По результатам переговоров с застройщиком срок расселения сократился. Если конкретнее, то начата процедура поэтапного расселения дома, людям предложены варианты как в домах-новостройках, так и в жилых помещениях повторного заселения. С четырьмя семьями достигнуты соглашения о переселении в предложенные квартиры.

В ближайшие два года мэрия планирует расселить не менее 20 аварийных домов. Конечно, катастрофически медленные темпы решения этой проблемы – федеральная тенденция, обусловленная проблемами с финансированием. Однако запустение, в котором пребывают многие жилые дома, в любом случае никак не стыкуется с претензией на комфортную городскую среду.

Провал № 7. Запустение «Орленка» и «Дельфина»

С точки зрения развития рекреационных зон, в период мэрства Александра Гусева основное внимание было приковано к Городскому центральному парку (более известному в народе как парк «Динамо»). Но большая часть лавров по этому проекту пришлась на региональный уровень. Зато все камни, которые летели в адрес проектов парков «Дельфин» и «Орленок», традиционно собирает мэрия. Интерес к этим территориям подогревают обсуждения возможных вариантов их оформления. В частности, в 2015 году рассматривался вариант передачи «Орленка» в концессию, в конце 2017-го под эгидой управления архитектора прошла презентация возможного проекта «Дельфина». Но всё упирается в деньги, и состояние парков от обсуждения ничуть не улучшается. В конце января 2018 года мэрия опять заявила о возвращении к проекту парка «Орленок», но вместо организации качественно нового пространства речь идет в основном о ремонте уже имеющейся инфраструктуры.

Провал № 8. Несостоявшаяся реформа общественного транспорта

Наряду с постепенным обновлением подвижного состава, которое медленно, но все-таки происходит, в последние годы горадминистрация активно взялась за реформирование транспорта, но эта задача так и не была доведена до конца. Неотъемлемым элементом этой реформы должен был стать запуск безналичной системы оплаты. С учетом ежедневного пассажиропотока в 600 тыс. человек задача, конечно, не из легких. Сам Александр Гусев требовал введения безналичной оплаты ко второму полугодию 2017 года. Цель такой системы очевидна – это позволит «обелить» рынок. Естественно, речь шла не о тотальном переходе на безнал, а лишь о внедрении возможности такой формы оплаты наряду с традиционной. Перевозчики уверены, что установка терминалом приведет либо к резкому сокращению рынка, либо к повышению оплаты примерно на треть. Система была в тестовом режиме запущена в 47 троллейбусах МКП «Воронежпассажиртранс», контролирующего до 18% рынка, но дальше дело не пошло. Ни помогла продвижению и специальная рабочая группа во главе с Вадимом Кстениным. В результате проезд и ныне там.

При этом звучали также предложения по сбору комиссии со всех наличных платежей, однако рационального варианта их реализации так и не было выработано. Если, конечно, не считать идеи про нажатие водителем специальной кнопки каждый раз, когда ему оплачивают проезд. Не говоря о том, что комиссия также наверняка будет компенсирована за счет пассажиров, да еще и практически на пустом месте обогатит ответственный банк и организацию, которая будет выбрана в качестве оператора подобных платежей.

Провал № 9. Отмена выборов мэра

Сколько бы ни говорили про инертность воронежской аудитории по отношению к выборам и недоверие к их результатам, практически все остальные формы определения руководителей в сознании избирателей и вовсе связаны с коррупционными сговорами и кумовством. Изначально Александр Гусев открыто высказался против отмены процедуры голосования. По факту принятого решения его отношение стало гораздо более компромиссным. В частности, в интервью «Абирегу» он сказал, что «кулуарности» допущено не будет. Претендентов на участие в конкурсе смогут выдвигать все политические силы, а самим кандидатам всё равно в итоге придется отвечать за предвыборные обещания. К тому же средства массовой информации смогут подробно освещать процесс. «На мой взгляд, избрание сильного мэра комиссией не разрушает систему муниципального управления. Полномочия ведь у будущего градоначальника будут те же, а процедура выборности хоть и трансформируется, но всё равно останется», – разъяснил господин Гусев. Пожалуй, это практически единственная тема, в которой Александр Гусев позволил себе явную смену позиции. Скорее всего, изначально открыто раскритиковав эту идею, Александр Гусев поступил не очень осмотрительно, поскольку, исходя из федерального тренда, отмена выборов была предрешена.

Провал № 10. Образ политически несамостоятельного игрока

Самой очевидной и в то же время неоднозначной ошибкой Александра Гусева можно назвать его образ несамостоятельного политика, работающего исключительно под началом губернатора.

Очевидна эта особенность потому, что даже по истечении 5 лет мэрства господина Гусева многие воронежцы искренне считали, что градоначальником является Алексей Гордеев. Его же фигура была на переднем плане при презентации ряда городских проектов. С точки зрения субординации доходило до того, что именно глава региона напрямую давал поручения городским чиновникам.

Далекой от самостоятельности была и кадровая политика мэрии в 2013-2018 годах. В частности, именно с подачи областного правительства в горадминистрации появились занимающие ключевые посты вице-мэр Алексей Антиликаторов и финансист Елена Муромцева.

Впрочем, неоднозначность этого провала состоит в том, что никто и не говорил, что для эффективной работы мэра он должен выходить из тени губернатора. Конечно, Воронеж привык к конфронтации двух первых лиц региона. Но был ли от этого толк? «Главы муниципальных администраций даже крупных городов вынуждены действовать в условиях жестких ограничений политического, финансового характера, – комментирует эту особенность кандидат политических наук, доцент кафедры социологии и политологии ВГУ Роман Савенков. – Только в песне Аллы Пугачевой «всё могут короли», а мэр зажат формальными и неформальными договорами, кредитами и т. п. Александр Гусев взял на себя роль проводника проектов губернатора и смог довести их до задуманного результата. Конечно, в глазах горожан такой тандем создает образ несамостоятельного политика. Но тут каждый выбирает, что ему важнее: ехать или «шашечки».

В целом сильной стороной Александра Гусева господин Савенков считает его системность в организации любой работы и личную скромность: «В СМИ часто его обвиняют в отсутствии харизмы, низкой известности среди горожан. Однако городское хозяйство универсально, и эффективное управление на этом уровне не зависит от ораторских способностей, партийной или идеологической принадлежности руководителя. Конечно, фигура градоначальника, избранного всенародно, должна вызывать доверие, сплачивать многочисленные городские сообщества. Фигура Александра Гусева нейтрализовала негативные внутриэлитные процессы, ограничила агрессивные амбиции некоторых. Но эти эффекты не фиксируются горожанами, для которых актуальным остаются горячая вода, вывоз мусора, благоустройство города и т. п., – поясняет политолог. – Большинство видимых достижений мэра – это реализация инициатив Алексея Гордеева: ремонт основных городских дорог был проведен в начале лета, а не как обычно – перед зимой; владельцы городских маршрутных такси обновили автобусный парк, решаются проблемы обманутых дольщиков жилья. Но и при поддержке губернатора требуется обеспечить постоянный контроль, ограничение злоупотреблений исполнителей. К неудачам Александра Гусева отнесу отсутствие конструктивного диалога с группами интересов так называемых «строителей», «ползучую» точечную застройку Воронежа. В любом крупном городе строительное лобби является ключевым политическим и хозяйствующим субъектом, отчего сами «строители» часто перестают учитывать чужие интересы».

«Выйдя из тени» Алексея Гордеева и став врио губернатора, Александр Гусев медленно, но верно укрепляется в своем статусе («Абирег» уже предпринимал попытку спрогнозировать, к чему приведет такое назначение и какие кадровые решения оно повлечет за собой).

«Единичный случай в последних губернаторских заменах – назначение человека из региона и по представлению уходящего главы области, – комментирует депутат Госдумы Андрей Марков. – Произошло это без конфликта, что большой плюс. Я не сторонник шоковой терапии. Как будет – посмотрим! Александр Викторович за время работы зарекомендовал себя как опытный управленец и порядочный человек».

Укрепление рейтинга господина Гусева уже оценило агентство «ПолитБрокер». По итогам января он стоит в одном ряду с такими главами регионов, как Владимир Васильев (Дагестан) и Рустам Минниханов (Татарстан). Кроме того, в качестве позитивного знака для карьерного будущего Александра Гусева многие знакомые с ситуацией эксперты называют то, что его назначение прошло не дистанционно, а именно сопровождалось встречей с президентом.

Сам факт того, что по итогам мэрства Александра Гусева есть с десяток очевидно положительных решений, уже достоин уважения. Традиционно городское хозяйство воспринимается как груз затверделых проблем, давно ставших хроническими. Многие из них удалось сдвинуть с мертвой точки именно при участии Александра Гусева.

В свое время, видимо, опираясь на свой технократический склад личности, во главе специальной рабочей группы он уже содействовал борьбе с так называемыми «политическими карликами». Приняв решение, нежесткими, но весьма настойчивыми методами Александр Гусев умеет добиваться намеченной цели. И теперь, когда в качестве врио губернатора масштаб его полномочий заметно расширился, мы, судя по всему, и узнаем его истинные способности.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 5