WorldClass

26 апреля 2024, 07:48
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

И хочется, и колется, и родина велит – с какими проблемами на внешних рынках сталкиваются воронежские экспортеры?

01.12.2017 12:45
Автор:

Воронеж. 01.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – По данным профильного департамента, в прошлом году объем экспорта промышленной продукции (за исключением пищевой и перерабатывающей промышленности), по сравнению с аналогичными показателями 2015 года, сократился на 14,5% и составил 776,4 млн долларов. На фоне всеобщей установки на импортозамещение, плавно и неизменно переходящей в экспортоориентированность, такая статистика, особенно в производственном секторе, не вселяет оптимизма. Не за горами подведение итогов 2017 года. Чтобы все заинтересованные участники рынка подошли к ним во всеоружии, «Абирег» решил уточнить, чего не хватает воронежской промышленности, чтобы успешно осваивать зарубежные рынки, а главное, кто и как может исправить эту ситуацию.

Львиную долю воронежского экспорта промышленной продукции традиционно составляет химическая промышленность. Так, из объема всей товарной структуры экспорта с территории региона за первое полугодие 2017 года более 60% приходится именно на химическую промышленность и каучук.

Вслед за ними в условном рейтинге самых экспортируемых отраслей расположились продовольственные товары и сельхозсырье (30% от общего объема). Что касается машиностроения, то оно значительно отстает со скромной долей в 4%, а товары из металлов и вовсе дают лишь 1%.

Палки в колеса экспорта

Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что воронежские предприятия имеют такие же проблемы при продвижении продукции на внешние рынки, как и производители из других регионов. Основные препятствия – это неполнота, противоречивость информации о рынке страны и жесткая конкуренция со стороны других поставщиков. Предприятия-новички, например, сталкиваются с трудностями при входе на внешний рынок. В частности, речь идет о жестких требованиях национальной сертификации, а также затратах на ее проведение.

Пожалуй, самый трудоемкий и длительный процесс для экспортера – это возмещение НДС при внешнеторговых операциях, поясняет господин Хазанов. Согласно ст. 165 Налогового кодекса, право на возмещение налога должно быть документально подтверждено. Экспортер должен предоставить в налоговую целую кипу документов, начиная от контракта с иностранным лицом на поставку и заканчивая таможенной декларацией. После этого налоговая служба в течение трех месяцев проверяет обоснованность возмещения налога.

Еще одна сложность, по мнению доктора экономических наук Юрия Трещевского, в том, что никто не хочет пускать на рынок продукцию из зарубежных стран. Прежде всего, это касается агропромышленного комплекса, так как все страны «завалены» своими продуктами питания. Рынки уже насыщены, есть устоявшиеся десятилетиями связи. При этом у наших предприятий возникает проблема «новичка». Несмотря на это, профессор уверен, что эскалация на эти занятые рынки является непременным условием развития производителей, даже в отсутствие уникальной продукции.

Плавали – знаем

Основываясь на опыте завода по производству тяжелых прессов ОАО «Тяжмехпресс», 60-80% продукции которого поставляется за границу, его генеральный директор Мераби Мерабишвили в числе мер, способствующих развитию экспорта, называет стимулирующие налоговые льготы, а также введение льготных условий закупки нового оборудования. Это поможет предприятиям выпускать продукцию улучшенного качества в более сжатые сроки и, как следствие, – расширять ассортимент в соответствии с потребностями рынков.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности «Тяжмехпресс», как и другие производители, сталкивается с бюрократией, которая замедляет процесс поставок за рубеж. Например, процесс таможенного оформления груза может длиться до 11 дней, в то время как аналогичная процедура в Италии занимает два дня. Господин Мерабишвили является сторонником упрощения этой процедуры.

Кроме того, предприятие столкнулось с неэффективностью работы торгпредставительств РФ в ряде государств, в частности Иране, Египте, Алжире, Марокко, ЮАР и Канаде. Гендиректор «Тяжмехпресса» уверен, что если данные структуры будут выполнять свои функции, то российские экспортеры без труда смогут выходить на зарубежные рынки.

Важный момент – эффективное представление продуктов. Мераби Мерабишвили считает, что нужно уменьшить НДС на рекламе и продвижении товаров за рубежом. Также имиджевому продвижению на внешних рынках способствовало бы выделение государственного софинансирования на участие предприятий в международных выставках и ярмарках.

Порох в пороховницах

По мнению Леонида Хазанова, самым значительным экспортным потенциалом в Воронежской области обладают предприятия химической индустрии (как мы видели, данные Воронежстата это уверенно подтверждают). На внутреннем рынке такая продукция полностью не потребляется, поэтому в больших объемах отгружается зарубежным клиентам. Юрий Трещевский в качестве ключевого экспортера области упомянул представителя химической промышленности – «Россошанский химический завод» (АО «Минудобрения»).

Леонид Хазанов уверен, что нельзя сбрасывать со счетов машиностроительные заводы, поскольку их продукция пользуется спросом за границей благодаря конкурентным ценам и высокой надежности. Дополнительно эксперт видит потенциал в продажах алюминиевых профилей, которые можно сбывать в страны Европы и Ближнего Востока. Ведь емкость российского рынка не беспредельна.

Господин Трещевский не исключает возможности, что востребованные на внутреннем рынке предприятия АПК и ОПК также смогут побороться за звание лучших экспортеров. АПК, по его мнению, перспективен, потому что в ряде стран этот рынок сейчас начинает расширяться. Что же касается оборонки, то предметом экспорта могли бы стать средства связи. Конечно, если это будет реализовано без ущерба безопасности, отмечает профессор.

Плохому экспортеру государство мешает?

В целом эксперты сходятся во мнении, что непременным условием успешного экспорта является содействие государства, включая льготные налоговые режимы для экспортеров. Однако ядром экспорта, безусловно, является если не уникальная, то уж точно конкурентоспособная продукция. Любая другая попросту проиграет битву за потребителя на весьма насыщенных зарубежных рынках. Как отмечает Леонид Хазанов, «было бы желание, а пути для экспорта точно найдутся».

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0