WorldClass

28 марта 2024, 20:47
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Неоновый город // Сергей Иванов: «Город – это та же семья, только очень большая»

31.05.2016 13:44

– Неужели сто дней уже прошло? – удивился глава Липецка Сергей Иванов, узнав, что его интервью «Неоновому Городу» будет посвящено итогам первых ста дней работы в должности мэра. – По моим ощущениям эти три с лишним месяца прошли как один день, который, честно говоря, все еще продолжается.

– Те, кто ожидал, что новый мэр первым делом возьмется за какие-то революционные преобразования, наверное, были разочарованы, – говорит Сергей Вячеславович. – Мы будем продолжать благие начинания и поддерживать прежний вектор развития города. Свою главную задачу я вижу в создании благоприятной среды в городском социуме и комфортных условий для проживания липчан. А вы, наверное, хотели задать вопрос, как мы будем создавать благоприятную атмосферу в неблагоприятных условиях дефицита городского бюджета?

– Так и есть, Сергей Вячеславович! Хотелось спросить, как планируется повысить наполняемость городского бюджета.

– Нам всем, конечно же, необ- ходимо по возможности в кратчайшие сроки мобилизоваться по финансовой дисциплине в части легализации доходов и дополнительных поступлений налогов, а также привлечения федеральных и областных средств. По самым скромным подсчетам, используя этот резерв, мы могли бы привлечь в экономику города еще порядка 400 миллионов рублей. Основные источники поступлеий в бюджет хорошо известны: это налог на доходы физических лиц и землю, а также арендные платежи за землю. Но что касается того же НДФЛ, то из 290 тысяч трудоспособного населе- ния Липецка 50 тысяч жителей работают в «тени», не состоят на налоговом учете, не имеют официально узаконенных отношений с работодателем и налог, соответственно, не идет на разитие города. Проверка, которую мы недавно проводили совместно с налоговиками показала, что каждый шестой работающий официально не трудоустроен, а каждый четвертый оформлен с грубыми нарушениями требований трудового законодательства. Вот вам источник многомиллионных дополнительных доходов. Не открою Америку, если скажу, что достаточно большое число липчан занимается нелегальной трудовой деятельностью, незаконной торговлей и так далее, хотя зарегистрироваться в налоговой инспекции и получить патент очень просто. Город буквально наводнен нелегальными репетиторами, парикмахерами, медсестрами, фотографами, таксистами… Этот перечень можно продолжать до бесконечности. А взять одни лишь «теневые» автомойки и многочисленные мастерские автосервиса?! Нет, мы не собираемся их ликвидировать – разве пилят сук, на котором сидят? Хотим узаконить все эти «подпольные» предприятия и направить их деятельность в цивилизованное русло. А вот еще очень любопытная информация, заставляющая задуматься: на сегодняшний день в Интернете размещено 650 объявлений о сдаче в аренду квартир в Липецке. Это нормально? Каждый предприниматель и каждый человек, находящийся в трудоспособном возрасте, должен понимать свою роль в обществе, которая не должна сводиться только к потребительским инстинктам – дай! Каждый должен задать са- мому себе вопрос, что он делает на благо общества?

– А что, если не секрет, просят у главы города?

– Просят? Требуют! Каждое утро у меня на столе появляется огромная кипа почты высотой сантиметров, наверное, тридцать, в которой немало обращений граждан, требующих навести порядок у них во дворе с прило-женными, кстати, фотографиями. Доходит до абсурда! Порой пишут: «Господин мэр! Когда вы наведете порядок у меня во дво- ре и уберете эту кучу?» А там работы максимум на пять минут: два-три человека с лопатой, метлой и парой ведер, даже не обладая профессиональными на- выками дворника, быстро навели бы порядок. Увы, наше общество испытывает острый дефицит самодисциплины и чувства ответственности. Жители должны сами проявлять инициативу, те ребить управляющие компании, не давать им спать. И не ждать, пока мэр явится во двор, воору- жившись веником, что ситуацию, впрочем, кардинально не из- менит, а лишь принесет кому-то моральное удовлетворение. Хотя я все умею делать руками и к физическому труду приучен с детства. Отношение к благоустройству собственной территории показывает, насколько развито общество, насколько оно себя само уважает, способно ли оно самоорганизоваться и решить мелкие проблемы благоустройства собственными силами, не прибегая к услугам няньки. И совсем не обязательно дожидаться, когда будет объявлен месячник чистоты. Под лежачий камень вода не течет, так ведь? Мы же у себя дома, когда готовимся к Пасхе, не пишем жене приказы о начале кампании по наведению порядка в квартире?!

– Сергей Вячеславович, главным раздражителем, наверное, как и прежде, остаются дороги?

– Любит ваш брат-журналист эту тему, просто обожает! А почему это главный раздражитель? Потому что мы, жители города, вместо того, чтобы проявить самодисциплину, порой вытворяем на дорогах невесть что, а потом еще и раздражаемся. Ведь и в этом деле очень много зависит от нас самих. Буквально пять минут назад, по дороге в администрацию, наблюдал на улице, как некий «уазик» перевалил через бордюр, пропахал клумбу, вытащил на дорогу кучу грязи и, как ни в чем не бывало, поехал дальше. Я, конечно, записал номер и передал его в ГИБДД, но ведь за каждым «уазиком» наблюдателя не приставишь. А «большегрузы»? Они постоянно выезжают на дороги, не предназначенные для столь тяжелых машин, и даже не задумываются о последствиях. Повторюсь: корень многих наших бед в отсутствии самодисциплины, но все ли осознают это? У нас в городе порядка 600 километров дорог. При этом средний срок службы одной дороги десять лет, а проектировались они в те времена, когда таких нагрузок на дорожное полотно и в помине не было. И даже если принять срок службы одной дороги за 10 лет, то нам ежегодно надо делать по 60 километров дорожного покрытия. А еще лучше по 100-120 км! Но на это не хватает средств. Очередной раз повторю: город – это та же семья, только очень большая. А городской бюджет – наш семейный бюджет. Бюджет семьи и бюджет города – вполне сопоставимые вещи и в части его формирования, и в части расходования. Каждая семья планирует бюджет исходя из своих возможностей. Точно так же и город! На сегодняшний день городской бюджет с учетом внешних дотаций и субвенций составляет приблизительно 8 миллиардов рублей, то бишь по 15 с лишним тысяч рублей на брата. Как вы думаете, если каждому выдать по пятнадцать тысяч и сказать, что живите, мол, на эти деньги весь год, проживут? Очень сомневаюсь! И месяца не протянут!

– А вас, как главу города, какая бы сумма устроила?

– Даже если к этим 15 тысячам добавится еще одна, я буду очень рад. Человек так устроен, что у него всегда возникают новые потребности относительно того, что он достиг. Так же и семья, так же и город. Не будь этого – не было бы прогресса и мы до сих пор жили бы при первобытно-общинном строе. Решение одной задачи рождает несколько новых, запускает мультипликативную цепочку. Построили новую дорогу? Сразу же надо предусмотреть средства, чтобы летом ее мыть, а зимой чистить от снега и посы- пать песком. И дорожную технику, и людей для ее обслуживания. Опять-таки с появлением новой дороги начинается интенсивное развитие близлежащего района. В новостройки заселяются семьи с детьми, возникает потребность в детских садах и школах. Хотелось бы, чтобы у нас, как и в продвинутых европейских странах, всё было основано на жестком и четком исполнении каждым человеком своей роли. Власть не должна подменять собой общество, а способствовать творческим и созидательным процессам в обществе, поддерживать их.

– Сергей Вячеславович, ваши недавние заявления о пресловутых «непопулярных мерах» наделали в городе немало шума. Читатели журнала интересуются, когда в городе появятся плат- ные парковки?

– До конца года все планы по организации платных парковок будут выполнены. Утверждены схемы и границы платных парковок. И делается это не только для того, чтобы пополнить бюджет города на благоустройство, но чтобы хоть немного разгрузить центральную часть Липецка, которая буквально забита автомобильным транспортом. Замечу, что другие города, и не только Москва, но, к примеру, Тула и Белгород, уже движутся в этом направлении.

– Многие липчане выступают в защиту троллейбусов, которые планируется убрать с городских улиц. Трудно поспорить с тем, что экологически это самый чи- стый вид городского транспорта.

– Давайте оставим эмоциональную составляющую и будем рассуждать с точки зрения сегодняшней экономической ситуации. Она такова: в городе осталось только пять троллейбусных маршрутов, по которым ходят всего лишь двадцать троллейбусов, имеющих сверхнормативный срок эксплуатации – в среднем 12 лет. Стоит ли удивляться, что троллейбусные перевозки наиболее затратны для МУП «Липецкпассажиртранс» и составляют 46,4 рубля в пересчете на одного «платного» пассажира в отличие от поездки на автобусе, которая обходится в 15,8 рубля. Никто не спорит, что троллейбус – экологически чистый вид транспорта, но будучи недостаточно маневренным, он становится причиной задержек движения, создавая «пробки» из автомобилей с работающими двигателями. Более того, троллейбусы ежегодно приносят от 140 до 150 миллионов рублей убытков: на каждый из них приходится – только подумайте! – более 12 человек персонала, не считая 105 километров контактной сети и пятнадцати подстанций. И еще один существенный момент: эффективно работать троллейбусная сеть может только при полной загрузке линий. Но для этого муниципалитету необходимо приобрести 100 новых троллейбусов, на что потребуется никак не меньше миллиарда рублей. Принимая во внимание планы строительства воздушного метро, такие расходы попросту неразумны. И тут я не могу не провести аналогию с семейным бюджетом: разве семья со средним доходом будет планировать покупку «Бентли»? Впрочем, окончательное решение еще не принято. Предполагается, что это предложение по оптимизации расходов департамента транспорта, дорог и благоустройства пройдет общественное обсуждение, свое мнение по теме должны высказать депутаты горсовета.

– Чем планируется заменить троллейбусы?

– Планируется пустить вместо них низкопольные экологически чистые автобусы ЛиАЗ, работающие на сжатом природном газе, что позволит снизить ежегодные убытки МУП «Липецк- пассажитранс» на 110 млн руб. Я вас убедил?

– Меня-то вы убедили, Сергей Вячеславович. Осталось только убедить многочисленных льготников, которые пользуются троллейбусом.

– Интересы льготников, которые в общем объеме пассажиров составляют 46%, постараемся не ущемлять. Планируем сохранить все существующие маршруты, для чего необходимо приобрести 21 автобус общей стоимостью 185,3 млн руб. Откуда возьмем средства? От продажи зданий и сооружений троллейбусного депо. Кстати, о льготниках: по сравнению с соседними регионами у нас их намного больше, что за год приносит муниципальному транспорту около 500 миллионов рублей убытков. Отдельные льготы думаем пересмотреть. Сразу оговорюсь, что инвалидов и пен сионеров, которые составляют большую часть льготников, это не коснется.

– Как продвигается работа по организации на территории Липецка туристического кластера? Последние годы, честно говоря, мы несколько подзабыли, что Липецк всегда был не толь- ко городом-металлургом, но и городом-курортом.

– Все в наших руках, было бы желание! Липецк был, есть и будет городом-курортом. Создана рабочая группа, в составе представителей структурных подразделений администрации Липецка, депутатов горсовета, представителей общественности и бизнес-структур. Прошло первое заседание, на котором были обозначены приоритетные направления работы, в том числе разработка туристического паспорта города, определение границ туристско-рекреационной зоны «Липецкие курорты». В соответствии с проектом она простирается через микрорайон «Елецкий», Молодежный парк, Парк Победы, Каменный лог, захватывает Верхний и Нижний парки, Зеленый остров, набережную реки Воронеж, а также зоны отдыха у воды в районах Сселок, Желтых Песков, Новой Жизни, Силикатных озер и Студеного лога. Внутри зоны будут выделены отдельные территории рекреации. До конца текущего года планируется утвердить соответствующую планировочную документацию. Реализация столь масштабных планов, конечно же, невозможна без участия липецкого бизнеса, который, я надеюсь, примет в них участие. Мы в самом начале этого большого пути и готовы рассмотреть на очередном заседании рабочей группы различные варианты развития «Липецких курортов», а также инвестиционные проекты. Естественно, рассчитываем и на то, что липчане, которым небезразлична судьба родного города выступят с инициативами, которые будут учтены при разработке модели развития туристического кластера.

– Недавно в Липецке побывал всем известный Онотоле – многократный победитель интеллектуальных телевикторин Анатолий Вассерман, который сказал, что возврат к социализму неминуем и у человечества другой альтернативы нет. Вы с этим согласны?

– Благоприятная среда и комфортные условия проживания в городе, самодисциплина и ответственность каждого перед обществом, о которых мы с вами тут говорили, – это ведь и есть предпосылки социализма. Более того, во многих странах, по инерции считающихся капиталистически- ми, уже давно работают принципы социалистического устройства общества. Да и разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными там куда меньше, чем у нас в России. Процесс возврата к социализму – процесс естественный. И у нас, к счастью, многие начали понимать, что главное не деньги, а ценности духовного порядка. В чем смысл жизни? Не в банальном удовлетворении потребностей! А в том, чтобы они были, прежде всего, культурные, в том, чтобы было стремление к высокому и тяга к совершенствованию. И меня радует, что у нас в Липецке таких людей много. И это факт!

Никита Владимиров

Неоновый город, №4-5 (130) 2016

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0