WorldClass

28 марта 2024, 19:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Доктор политических наук Владимир Слатинов: «Выборы в Черноземье: диверсификация сценариев»

31.08.2015 13:05
Автор:

Воронеж. 31.08.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Избирательные кампании в регионах Черноземья вышли на финишную прямую, обнаружив, что при наличии общих, установленных сверху принципов и «скреп» разнообразие региональных политических моделей и интересов все-таки берет свое. Конечно, вряд ли пока можно утверждать, что различность электоральных практик в черноземных областях говорит о хотя бы относительной либерализации политической жизни. Однако сам факт того, что кампании в разных регионах пошли по различным сценариям, зависящим от внутреннего устройства местной политики и местных интересов, говорит о потенциальной готовности территорий быстро изменить политический ландшафт, если общенациональный политический пейзаж вдруг «оттает». Также ясно, что даже в условиях нынешнего довольно жесткого политического форматирования со стороны федерального центра «причесать» все регионы и кампании под один стандарт явно не выходит.

Электоральные «скрепы»

Думаю, в Кремле отдают себе отчет, что страна слишком велика и попытки навязать даже близко расположенным и структурно сходным регионам одинаковые политические модели бесперспективны. Поэтому, выстраивая нынешнюю систему политического управления государством, верховная власть в первую очередь сформулировала ее базовые принципы, которые не должны нарушаться, а также способствовала становлению инфраструктуры управления электоральным процессом, являющейся гарантией реализации установленных правил и основных политических целей.

Ключевые элементы этой инфраструктуры – окончательно встроенные в «вертикаль» избирательные комиссии, правоохранительные органы и суды, а также разнообразные «фильтры», позволяющие власти модерировать электоральный процесс так, как ей будет угодно. Наконец, это «единый день голосования» в первой половине сентября, обесточивающий избирательную кампанию от активного интереса электората и играющий на понижение явки. Эта инфраструктура делает политический процесс максимально управляемым и практически снимает риски неприемлемых для власти электоральных сценариев.

При этом, как уже отмечалось, тотальное единообразие в сложной и большой политической системе невозможно, поэтому нюансы организации электорального процесса и модерации регионального политического порядка Кремль делегировал местным элитам. Однако при этом твердо указал, что есть ключевые принципы, которые нарушаться не должны. Они могут меняться в зависимости от ситуации, право их формулирования принадлежит исключительно верховной власти.

Сегодня к данным принципам можно отнести следующие: несменяемость власти через выборы (если Кремль решил поменять губернатора, он делает это через иные процедуры; также обязательна победа «Единой России» на выборах в любой представительный орган); проявление «уважения» к парламентской «четверке» - недопустимость дискриминации списков и кандидатов от партий госдумской оппозиции при одновременном «понимании» со стороны последних своего «места» в политическом процессе, то есть отказ от претензий на реальную победу в настоящей конкурентной борьбе; допуск в легальное политическое поле только тех политических сил, что публично декларируют лояльность верховной власти. Соблюдение этих принципов негласно считается критериями эффективности политического управления территорией со стороны губернаторских команд. По сути, предлагается формат «договорных матчей», а их конкретное «наполнение» – в зависимости от конкретных региональных особенностей, баланса бизнес-интересов, глубины политического контроля региональной власти над территорией – отдается на откуп местным элитам.

Конечно, глубина следования этим «скрепам» в разных регионах разная. Главным фактором, который определяет степень их проникновения в региональный процесс, является уровень политического контроля губернаторской власти над территорией и степень автономии основных политических и бизнес-игроков. Там, где контроль максимален или достаточно велик, «договорные матчи» проходят по сценарию «модератора» - региональной исполнительной власти, в других случаях имеют место отступления от заданных параметров. Но и сами сценарии «модераторы» пишут по-разному – в указанных Кремлем рамках, но с учетом местной специфики.

Тамбовские губернаторские выборы: все идет по плану

Тамбовская область на политической карте Черноземья имеет репутацию территории, где «электоральная инженерия» достигла совершенства, а ее «лучшие практики» перенимаются в других регионах. Так что вряд ли здесь следует ожидать серьезных отклонений от «правильного сценария». К выборам допущены пять кандидатов. Как положено, зарегистрированы представители «парламентской четверки» и кандидат партии «второго эшелона» - «Патриотов России». Внешне конкуренция выглядит внушительно и респектабельно, при этом нет сомнений, что соперники врио губернатора Александра Никитина выполняют скорее роль технических, а не ресурсных соперников. Несмотря на то что в избирательной гонке участвуют лидер местных коммунистов Андрей Жидков и довольно известный депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков, всерьез противостоять выдвинутому «Единой Россией» врио руководителя региона они вряд ли в состоянии: для этого необходим совершенно иной ресурсный потенциал. Поэтому единственное, на что они могут рассчитывать, – мобилизовать свои партийные целевые аудитории. Что в условиях параллельно идущей кампании по выборам в Гордуму Тамбова, а также в перспективе подготовки к госдумской кампании совсем нелишнее. Несложно предположить, что через год на выборах в федеральный парламент к интересам согласившейся играть по правилам парламентской оппозиции на Тамбовщине будет проявлено должное «понимание» – в точном соответствии с наказом со Старой площади.

Выборы в региональные и местные парламенты: две модели

Губернаторская кампания этой осенью в Черноземье представлена в единственном числе, а значимых выборов в представительные органы немало: в Белгородской и Воронежской областях избирают депутатов областных парламентов, в Воронеже, Липецке, Орле и Тамбове – городские советы. Все эти выборы проходят по смешанной схеме с участием в той или иной пропорции партийных списков в общем составе депутатов. Анализ выдвинувшихся партий представлен нами в предыдущем материале. Теперь, когда закончилась регистрация и избирательная кампания вышла на финишную прямую, наиболее отчетливо видно, как выборный процесс, с одной стороны, реализован модерирующими его региональными властями в соответствии с установками федерального центра, с другой – в рамках своих подходов и интересов, которые серьезно различаются.

Как и следовало ожидать, парламентская «четверка» без проблем прошла регистрацию повсеместно, не встретив сопротивления, чему способствует как «льготный» порядок регистрационной процедуры для нее, так и явно благоприятный административный режим, созданный для госдумского «квартета». А с непарламентскими партиями картина существенно разнится: явно просматриваются две модели отношения к непарламентским партийным структурам – в Белгородской области на выборах в областной парламент большая часть непарламентской оппозиции получила регистрацию (включая «Коммунистов России», «Гражданскую платформу», «Патриотов России» и Российскую партию пенсионеров за справедливость). Сходная ситуация наблюдается на выборах в Липецкий горсовет: там к «Коммунистам России», «Патриотам России» и Российской партии пенсионеров за справедливость добавились «Родина» и «Яблоко». В Орле на выборах в горсовет дисквалификации подверглась только одна непарламентская партия, Партия возрождения России, во главе которой стоял харизматичный бывший мэр Ефим Вельковский. Списки «Яблока», «Родины», Партии пенсионеров за справедливость, «Патриотов России» прошли регистрацию. Таким образом, в Белгородской, Липецкой и Орловской областях «избиркомовский фильтр» прошли большинство непарламентских партий и конкуренция за оппозиционного избирателя будет острой.

В Воронежской и Тамбовской областях ситуация с непарламентскими партиями почти противоположна. На выборах в Тамбовскую городскую Думу зарегистрировано пять партийных списков – госдумской «четверки» и «Яблока», являющегося «льготником» (регистрируется без сбора подписей как набравшее более 3% на последних федеральных парламентских выборах). В Воронежской области на выборах в областной парламент из дюжины выдвинувшихся партийных списков осталось лишь шесть – компанию парламентской «четверке» составят «Яблоко» и «Патриоты России». В голосовании на выборах в городскую Думу Воронежа примет участие еще меньше партий – пять, как в Тамбове. Эта модель довольно широко распространена в ходе нынешнего единого дня голосования и за пределами Черноземья: на «входе» в кампанию заявляется приличное количество партий, но затем большинство из них «отваливается», не пройдя процедур регистрации, и среди участников избирательной гонки остается госдумская «четверка» плюс одна-две партии из «непарламентского» списка. Столь глубокое «уважение интересов» парламентской оппозиции, как представляется, вызвано не только выполнением соответствующей жесткой установки со Старой площади, но и «пониманием» интересов и устремлений региональных властей со стороны местных отделений госдумской оппозиционной «тройки». Не случайно в 2013 году стратегия кандидата в мэры Воронежа от КПРФ фактически играла на руку выдвиженцу от областной власти и «Единой России», а на губернаторских выборах в Тамбовской области парламентская оппозиция выдвинула, по сути, технических кандидатов. Описываемая модель близка к идее «договорного матча». Его, правда, иногда «встряхивают» брутальные жесты лидеров воронежского отделения «Справедливой России», но общая логика «договорного» избирательного процесса в целом не нарушается.

Источник разнообразия

Проявившаяся в регионах существенная разница моделей избирательных кампаний позволяет прокремлевским аналитикам говорить о приличном уровне «конкурентности и открытости» выборов, но на самом деле отражает совсем другие закономерности. Обязанность непарламентских партий собирать подписи создает дополнительный «пропускной фильтр», при помощи которого встроенные в «вертикаль» избиркомы (а точнее – региональные власти) модерируют такую предвыборную диспозицию, которая отвечает их интересам. Белгородская и липецкая исполнительная власть в этом смысле реализуют стратегию фрагментации оппозиции, ослабляя и без того не слишком влиятельные парламентские партии через предоставление возможности вести активную кампанию их конкурентам, а иногда и откровенным спойлерам. В позапрошлом году на выборах в Совет депутатов Белгорода эта стратегия оправдала себя: в городской представительный орган по спискам прошли «Коммунисты России», «Гражданская платформа», Партия пенсионеров за справедливость. Нынче эти партии оказались зарегистрированными и на выборах в областной парламент. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что часть из них вновь пройдет и сформирует там свои фракции, а и без того слабый оппозиционный сегмент на Белгородчине станет еще фрагментированней и, следовательно, податливей к власти.

Липецкая областная власть, похоже, решила использовать схожую с белгородской стратегию. Натянутые отношения губернаторской команды и местной КПРФ известны, в прошлом году недопуск кандидата коммунистов на губернаторские выборы не помешал Олегу Королеву переизбраться, но публичная выволочка, устроенная ему со Старой площади, была весьма показательной. К тому же в регионе есть мощный бизнес-игрок – НЛМК со своими политическими интересами. Поэтому внешне «либеральная» линия на регистрацию максимального числа непарламентских партий призвана фрагментировать протестный электорат, максимально расколоть оппозиционные политические силы и ослабить традиционных противников.

В Орловской области в отличие от черноземных соседей, у которых почти повсеместно утвердился губернаторский моноцентризм, губернатор-варяг по-прежнему решает задачу дальнейшего самоутверждения как доминирующего игрока. Степень автономии других политических субъектов на Орловщине максимальна, причем прежде всего речь идет о выдвинувшей Вадима Потомского в губернаторы местной КПРФ. Последняя никак не желает попадать под «внешнее управление» губернаторский команды, так что главе региона-коммунисту проще вести «конструктивный диалог» с «Единой Россией», игра в пользу которой со стороны региональной «политической машины» выглядит все отчетливей. Регистрация на выборах в Горсовет Орла большинства заявившихся непарламентских партий также имеет цель максимального раскола среди оппозиционно настроенного электората. При этом весьма показательно, что Партия возрождения России, выдвинувшая список во главе с бывшим мэром-харизматиком Ефимом Вельковским, – единственная, что зарегистрирована не была, ибо с высокой долей вероятности оттягивала голоса лояльных власти избирателей. Эта история – отличное подтверждение тщетности разговоров про «открытость и конкурентность» выборов как следствие сознательной политической линии, спущенной на места со Старой площади. Региональные власти «управляют конкуренцией», исходя из собственных интересов и по своему разумению. Что в орловском случае совсем не гарантирует успеха: выборы в Горсовет Орла обещают быть самыми жаркими и непредсказуемыми из тех, что пройдут в Черноземье.

Несмотря на глубоко эшелонированную систему институтов и «фильтров», обеспечивающих управляемость избирательного процесса в российских регионах, многообразие местных практик все же неустранимо. Поэтому региональные выборы неизбежно будут дарить нам отдельные «сюрпризы». К тому же нарастание недовольства падающим уровнем жизни и множащимися социально-экономическими и управленческими проблемами – медицинский факт. Вряд ли через пару недель он выльется в массовую протестную мобилизацию и опрокинет нынешний политический порядок, сложившийся в территориях. Но локальные неожиданности 13 сентября исключать нельзя.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0