WorldClass

20 апреля 2024, 10:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Доктор политических наук Владимир Слатинов: «Как в Черноземье репетируют выборы в Госдуму»

04.08.2015 16:39
Автор:

Воронеж. 04.08.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Нынешнее лето примечательно не только непрекращающимся даже в зной политическим сезоном – спасибо авторам идеи единого дня голосования в первой половине сентября. Фактически дан старт большому федеральному избирательному циклу: 15 июля интрига с переносом выборов в Государственную Думу с декабря на сентябрь 2016 года разрешилась. Президент подписал законопроект, одобренный двумя палатами парламента и Конституционным судом. И мгновенно сентябрьские выборы этого года в регионах превратились в локальные репетиции федеральных госдумских: промежуточных кампаний, за исключением внеочередных, больше не будет.

Влияние будущей федеральной кампании чувствуется и в том, как партии и кандидаты выдвигаются и как они себя позиционируют. Важный момент, например – резко возросшее количество партий, заявляющихся на участие в выборах в региональные заксобрания. Кандидатов для участия в выборах в Белгородскую облдуму выдвинули 13 политпартий, в облдуму Воронежской области – дюжина партийных структур. Помимо традиционной четверки парламентских партий (имеющих фракции в нынешней Госдуме) среди соискателей мандатов много новичков – из тех партийных проектов, что были созданы после либерализации законодательства о политпартиях. Большинство заявившихся представлены партиями левого и патриотического направлений, что вполне соответствует структуре текущего политического момента, в котором экономический кризис актуализирует социальную (а пока еще доминирующее настроение под названием «крымнаш» - патриотическую) риторику. Впрочем, есть и либералы, правда, в одиночестве: в воронежском списке регионального избиркома это «Яблоко», а в белгородском – «Гражданская платформа» (та, которая теперь без миллиардера Михаила Прохорова). Выдвинулись и очевидные спойлеры существующих парламентских партий – в обоих регионах - «Коммунисты России» (в списках которых сплошь представители других регионов – от Калининграда до Абакана) или Российская партия пенсионеров за справедливость (в Белгородской области). Подающая надежды на возвращение в федеральный парламент «Родина» предсказуемо выдвинулась в Воронежской области, с которой связана исторически. Для электората предложен широкий выбор, включая экзотический «ретро-формат» вроде партии под названием «Рожденные в СССР».

Еще одной важной чертой выборов в заксобрания регионов Черноземья этого политсезона следует выделить активное участие в них бизнеса. Бизнес-представители занимают до 70% вакансий в списочном составе и даже больше – в составе кандидатов в одномандатные округа от «Единой России». Остальные места, как правило, отданы статусным бюджетникам. Такое бизнес-доминирование предсказуемо: «партии власти» нужны ресурсные кандидаты – именно сочетание высокого ресурсного потенциала и административного благоприятствования дает кандидатам от «ЕР» выигрыш. Кроме того, и Евгению Савченко, и Алексею Гордееву в условиях кризиса для активации механизмов хозяйственного роста нужен постоянный диалог с предпринимательским сообществом, выливающийся в оперативно принимаемые законопроекты. Однако бизнес-доминирование характерно не только для «партии власти» - предпринимателей много и в списках других парламентских партий, и, что интересно, на первых позициях у многих партийных новичков. Объяснение тут, по-видимому, заключается в том, что «партия власти» - не резиновая, в условиях кризиса многим бизнесменам хотелось бы усилить свою позицию причастностью к законотворчеству и лоббизму, так что небольшие вложения в громкий новый партийных бренд не помешают: а вдруг «проскочит»! Что касается самих партийных новичков, то их большое количество и активность связаны с тем, что по нынешнему законодательству при прохождении хотя бы одного списка в региональное заксобрание партия освобождается от сбора подписей на выборах в Госдуму. Так что игра стоит свеч, последнее обстоятельство очень многое объясняет из особенностей нынешней электоральной кампании. Тем не менее потенциальным соискателям госдумских мандатов следует помнить, что история с переносом даты выборов и сложившийся политический формат задают довольно жесткие рамки как характеру, так и результатам кампании следующего года. Постараемся разобраться – ЗАЧЕМ случился перенос даты и КАК, скорее всего, пройдут выборы в нижнюю палату федерального парламента.

Зачем?

Официального ответа на этот вопрос, по сути, нет! Не воспринимать же всерьез депутатский лепет про то, что декабрьские выборы нарушат бюджетный процесс. Надо же: ни в 2011 году, ни в 2007-м, ни в 2003-м, ни раньше не нарушали, а тут нарушат! Тем более что в стране, как известно, «стабильность», а бюджет у нас планируется на три года. Короче, этот аргумент смехотворен, как и рассуждения про то, что голосование ранней осенью повысит явку, что избирательная кампания летом не отвлекает депутатов от исполнения своих обязанностей. Произносящие эти фразы ответственные представители Госдумы и Совета Федерации, полагаю, сами понимали их абсурдность. Дело, конечно, в другом.

Приняв это решение, весьма неоднозначное как с точки соответствия основному закону в части передвижки сроков полномочий федерального парламента (даже после вердикта Конституционного суда), так и в плане самого права депутатов и сенаторов принимать подобное решение, верховная власть сделала окончательный выбор между снижением рисков предстоящей кампании и ее легитимностью. Разумеется, в пользу первого.

Эксперимент с единым днем голосования во второе воскресенье сентября с точки зрения резкого повышения управляемости выборов оправдал себя. Схема с обесточиванием избирательных кампаний, проводимых в летние месяцы, от активного интереса избирателей, понижением явки и мобилизацией лояльного электората работает в подавляющем большинстве случаев. Конечно, есть исключения вроде московских выборов мэра 2013 года, где удалось мобилизовать протестный электорат и Алексей Навальный собрал неожиданно много голосов. Или голосования на выборах мэров Екатеринбурга и Петрозаводска. Но учитывая общее число кампаний, их многообразие, равно как и мозаичность российского политического пространства, схема работает. Взять хотя бы выборы мэра Воронежа, ключевой кандидат на которых был явлен электорату менее чем за квартал. Особое значение для «вертикали» имеют губернаторские кампании. Их проводят по единому шаблону «голосования населения по одобрению маркированного Кремлем фаворита» при наличии технических соперников и жесткой выбраковке ресурсных противников. Чтобы все они проходили успешно в указанном формате - и пониженная явка, и летние дисквалификации сильных оппонентов, не особо замечаемые расслабленной публикой, и вялые кампании без реальных дискуссий и борьбы – все эти «секреты успеха» привязаны к заветной дате «единого дня» в начале сентября. Назначь голосование на октябрь, и ситуация может измениться, во всяком случае в тех регионах, где политический контроль властей не тотален, а таких и сегодня немало.

Так что третье воскресенье сентября для госдумских выборов существенно облегчает власти контроль над всем избирательным процессом и снижает риски того, что избиратель «взбрыкнет» - как в 2011 году. И хотя «крымский консенсус» и патриотический допинг еще действуют, риски «взбрыкивания» на фоне падающей экономики, сокращающихся доходов и потребления, безусловно, есть. Экономическая ситуация не улучшится кардинально, даже официальные оптимистические прогнозы сулят в 2016 году в лучшем случае вялый восстановительный рост, близкий к стагнации. Протестная мобилизация может разрушить схему управляемых выборов, в связи с этим, собственно, власть и лютует в отношении нелояльных НКО и Партии народной свободы (ПАРНАС), вступившей в союз с Навальным. В Кремле хорошо понимают, что, лишь не допустив протестной волны, могут сохранить приемлемую политическую конфигурацию. Другое дело, что даже если это удастся (пока вероятность этого сценария довольно высока), в стратегическом смысле реализация данного сценария лишь усилит напряженность в политической системе. Но сегодня об этом никто не думает: власть живет по принципу «день простоять да ночь продержаться, а там видно будет».

Как?

Модель предстоящих госдумских выборов неплохо просматривается исходя из сложившихся политических практик последних лет. О сентябрьском едином дне голосования как средстве обесточить кампанию и сделать ее максимально управляемой мы уже сказали. Следующий важный компонент нынешней политсистемы – думская четверка: «ЕР», «СР», КПРФ и ЛДПР. Парламентские оппозиционеры полностью встроились в «вертикаль»: этот процесс начался еще с 2012 года, и власти поначалу действовали довольно жестко, но «крымский консенсус» обеспечил почти любовное единение. Этой модели есть множество определений, я предпочитаю называть это «партийным картелем», причем управляемым извне. По ключевым политическим вопросам и инициативам верховной власти Госдума ныне голосует консолидированно, разногласия переместились в основном в социально-экономическую сферу, но здесь, имея единороссовское большинство, власть легко принимает нужные законы, не обращая внимания на социальную риторику коммунистов и эсэров.

Сложившийся думский квартет для Кремля хорош еще и тем, что внешне эта партийная раскладка выглядит как многопартийность и «покрывает» большинство электоральных общественных групп. Правда, за исключением городского среднего класса и либеральной интеллигенции, у которых сегодня в Госдуме представительства нет, ибо Кремлю никак не удается найти такую либеральную партию, чтобы была ему лояльна и одновременно принималась либеральным электоратом (задача и впрямь неразрешимая). Многие голоса либералов достались в 2011 году эсэрам, но после того как партия перешла к лоялизму и социал-патриотической риторике, говорить, что «СР» представляет интересы и устремления городского класса не приходится. Однако взаимная враждебность Кремля и «рассерженных горожан» в условиях «крымского консенсуса» утратила остроту, а либеральная фракция в Госдуме может портить бесконечный «патриотический праздник», так что отсутствие парламентского представительства у либеральных групп не воспринимается как трагедия и, видимо, сохранится.

Иначе говоря, с огромной долей вероятности можно предполагать, что партийная структура Госдумы в следующем созыве не изменится. Из нынешней четверки по спискам проблемы с прохождением барьера могут возникнуть только у эсэров: давший им фору в 2011 году городской средний класс не простит предательства, социал-патриотическая риторика в их исполнении выглядит вымученно. Но Кремль, видимо, поможет! Нишевый электорат ЛДПР останется за ней, этого хватит для прохождения барьера, но на большие цифры рассчитывать не приходится: многие прежние установки либерал-демократов теперь во властном мейнстриме, часть «патриотического» электората уйдет к «партии власти». КПРФ сохраняет имидж «самой оппозиционной из системных» - голосование против переноса выборов на сентябрь, иск в ЕСПЧ из-за отмены прямых муниципальных выборов, критика жестким мер антикризисной экономии не останутся неоцененными критически настроенным электоратом. Из партий второго эшелона реальные шансы на преодоление барьера имеют, на мой взгляд, три – «Родина», ПАРНАС и «Коммунисты России». Но все при наборе условий. Список «Родины» должны возглавить Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев, а государственным СМИ должно быть дано указание на мощную раскрутку социал-патриотов. Это же условие касается и спойлеров КПРФ - «Коммунистов России», если вдруг Кремль решит жестоко наказать КПРФ за «взбрыкивание» с переносом выборов и отобрать и нее голоса. У ПАРНАСа в коалиции с Алексеем Навальным (его непосредственное участие как кандидата невозможно, я говорю о символической коалиции) есть свой избиратель, а протестная мобилизация городского класса теоретически могла бы дать заветные проходные проценты. Но допуск либералов к выборам маловероятен либо будет сопровождаться мощнейшим давлением и перманентной дискредитацией. Эксперимент с «Родиной» в 2003 году провалился; стоит ли рисковать Кремлю, запуская опять «родинцев» в Думу – большой вопрос, да и зачем ему еще одна фракция социал-патриотов, если сегодня там и так сплошь почти все – «патриоты»? КПРФ, конечно, иногда «взбрыкивает», но в целом покладиста и предсказуема – так что спойлерами лучше пугать, но не водить в игру всерьез. В общем, если общественные настроения к следующему лету кардинально не изменятся и не потребуют от Кремля каких-то нестандартных реакций, вряд ли нынешний госдумский квартет превратится в квинтет или какую-то другую конфигурацию.

Что касается выборов по одномандатным округам, то они, конечно, должны усилить влияние региональных интересов и бизнес-лоббистов. Но важно помнить, в контексте какой политсистемы они проходят. Нынешняя конструкция основана на идее полного контроля над политпроцессом, причем в соответствии со стилистикой руководителей российской внутренней политикой – в максимально простой и незамысловатой форме. Всякие сложные схемы, хитрая игра и прочая «сурковщина» в настоящий момент преданы анафеме и заменены простейшими конструкциями. Ну кто мог подумать, что за три года – с 2012-го по 2014-й – четыре с лишним десятка губернаторских кампаний пройдут по одному трафарету? А они прошли – и все в целом успешно! Единый день голосования – из той же логики «управляемого упрощения». И тому подобное. Простые, иногда даже кажущиеся примитивными политконструкции Старой площади пока работают.

Так вот, судя по той информации и тем трендам, что мы имеем, рискну предположить, что одномандатные выборы в Госдуму будут напоминать нынешние губернаторские – когда есть маркированный фаворит, а все остальные оппоненты выполняют роль технических соперников. Тех ресурсных игроков, кто не примет правил игры, выставится неконвенциально, будут дисквалифицировать – смотри нынешние губернаторские кампании. При этом округа будут «полюбовно» - но под чутким руководством кураторов из Администрации Президента – разделены между «перспективными» политическими силами и кандидатами. Иначе говоря, если несколько десятков губернаторских кампаний прошли как «договорные матчи», почему бы не провести в том же формате выборы с Госдуму?

Недавно опубликованный околокремлевским Институтом социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) доклад о перспективах парламентских партий и депутатов нынешнего состава в одномандатных округах дает нам общую модель этого «матча». Структуры вроде ИСЭПИ в нынешней системе – инструмент не столько политического анализа и прогнозирования, сколько политического управления. Их научные продукты готовят общественное мнение и целевые аудитории к тем или иным политическим решениям. Так вот, Институт дал прогноз относительно возможностей перспектив «взятия» округов действующими депутатами от партийной четверки. Можно предположить, что примерно такие расклады сегодня видит Кремль в отношении результатов по одномандатным округам. Надо сказать, думская оппозиция не обижена: к замещению ей сегодня теоретически «отдано» около семи десятков округов. Это немало. Руководство ИСЭПИ также прямо намекнуло в комментариях к докладу, что в рамках сегодняшнего «крымского консенсуса» руководство ведущих политических партий могло бы договориться о разделе округов. Понятно, что договориться помогут!

Конечно, это не снимает противоречий ни по поводу дележа округов, ни тем более по поводу определения кандидатов, призванных стать фаворитами. Впереди – почти год торга. Но ясно, что фокус противоречий и борьбы смещается собственно с выборов в сферу лоббирования и переговоров. Причем от конфликтных моделей решено уйти: скажем, идея проводить праймериз на площадке ОНФ, где могла возникнуть реальная конкуренция между соискателями, на днях оказалась отвергнутой. Избран более простой вариант с партийным выдвижением без надпартийных процедур. В этом контексте праймериз в маркированных как «перспективные» для данной партии округах могут стать главным центром реальной интриги, если опять-таки не превратятся в «договорные матчи».

Региональным властям, конечно, будет несладко. Организовать в подведомственной территории политпроцесс так, чтобы «отнестись с уважением» к парламентской оппозиции, соблюсти нужные пропорции, сделать это в условиях кризиса и постепенного роста социального недовольства, будет непросто. Еще сложней с одномандатниками: конечно, губернаторы постараются влиять на этот процесс, тем более что со Старой площади открытым текстом сказано - легитимность одномандатников будет едва ли не равновеликой губернаторской, а их будут рассматривать как потенциальный резерв для руководства регионами. Поскольку субъектами выдвижения будут партии, а в игру включатся влиятельные персоналии и группы интересов, нас ожидает увлекательный предвыборный сюжет. Точнее, много сюжетов, ведь у каждого региона есть своя специфика. Не стоит целиком сбрасывать со счетов и попытки несистемной оппозиции опрокинуть этот сценарий, и рост социальной напряженности, связанный с кризисом. В общем, нас ждет увлекательный политический год.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0