WorldClass

29 марта 2024, 13:24
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Ректор ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Игорь Есауленко: «Отсутствие конкуренции в образовательной сфере снижает ее уровень»

20.07.2015 17:32
Автор:

Воронеж. 20.07.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – Воронежская медицинская академия не так давно получила новый статус: теперь студентов-медиков будут готовить в университете. А за несколько месяцев до этого в вузе прошли выборы ректора: Игоря Есауленко переизбрали на очередной срок. Господин Есауленко рассказал «Абирегу» о том, что даст учебному заведению статус университета, рассказал о самых наболевших проблемах в медицине и образовании, а также разъяснил, почему импортозамещение в фармакологии в российских реалиях сейчас практически невозможно.

- ВГМУ им. Бурденко регулярно попадает в топ-100 лучших вузов России. Насколько сложно попасть в этот рейтинг, каким показателям нужно соответствовать?

- В Рейтинге топ-100 комплексно оценивается деятельность каждого вуза. Большое внимание уделяется наличию высокого проходного бала в университете, изучается финансово-хозяйственная составляющая, а также международная деятельность и сотрудничество с зарубежными партнерами. В частности, по последнему показателю медуниверситет превышает пороговые значения в 11 раз. При подготовке рейтинга учитываются и показатели трудоустройства студентов, а также научно-исследовательская работа.

Можно говорить о том, что подобное исследование тезисно отражает положение учебного заведения в стране.

- Недавно вуз переименовали в Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н.Бурденко. С чем это связано, какие-то привилегии получите?

- Есть набор определенных пороговых значений, которые позволяют последовательно претендовать на конкретную форму учебного заведения – институт, академия, университет. Именно в таком порядке. То есть наш статус повысился. Это играет позитивную роль при налаживании партнерских отношений на международном уровне.

- Как проходит приемная кампания?

- Хотим в этом году привлечь более широкие массы, увеличили целевой набор до 68,5%. Самые популярные направления – лечебное дело и стоматология. Отмечу, что 30 мест оплачивают региональные власти. Целевое направление подразумевает под собой обоюдные обязательства. Данные студенты будут проходить практику, а потом работать в определенных местах – ЦРБ, Роспотребнадзор и т.д. Больницы, кстати, тоже помогают студентам, вкладываются в них экономически, доплачивают стипендии. Выпускники затем должны будут отработать те средства, которые в них вложили.

- В феврале текущего года вы были вновь переизбраны ректором медуниверситета. Какие новые идеи вы хотите реализовать в ближайшие годы?

- Выборы проходили в конкурентной борьбе, моими оппонентами выступали заведующий кафедрой гигиены профессор Валерий Попов и главный врач стоматологической поликлиники профессор Андрей Сущенко. Важно, что в ректоры избирались выпускники медицинского вуза. У каждого участника было свое видение того, куда должен идти университет в обозримом будущем.

Отмечу, что собственную программу каждый кандидат защищал в Министерстве здравоохранения РФ. Так что мои идеи прошли одобрение на федеральном уровне. Если говорить тезисно о планах развития вуза, то главная цель – сделать медицинский университет более конкурентоспособным. Прежде всего стоит сосредоточиться на научной деятельности и повышении финансового благополучия. Также будем качественным образом перестраивать образовательную программу, переходить на стандарты обучения нового поколения.

В целом мы меняем парадигму ведения образовательного процесса, переходим на новые платформы взаимодействия с лечебными заведениями. Мы хотим добиться лучших результатов по приему и распределению студентов, поэтому делаем упор на те медицинские специальности, которые востребованы в практическом здравоохранении. В этом году, к примеру, увеличили прием по целевому направлению, ранее мы подписали восемь соглашений о сотрудничестве с отдельными регионами РФ – это Черноземье, Ростовская область, Ингушетия, Чечня. Благодаря этому более 2/3 студентов-медиков будут готовить к работе по определенному направлению в конкретный регион страны. То есть формируется пул выпускников, которые пойдут трудиться туда, где они нужны.

- Это как-то повлияет на позиции вуза на федеральном уровне?

- Мы говорим о повышении качества образования, что повлечет за собой и усиление позиций ВГМУ им. Н.Н. Бурденко как университета федерального значения. Опять же лакмусовой бумажкой, показателем нашей работы станет Рейтинг топ-100 лучших вузов страны, а также наши позиции среди именно медицинских учреждений России. В любом случае оценка вузу будет дана на основании мониторинга Министерства образования и науки РФ.

- Департамент здравоохранения Воронежской области продолжает оказывать финансовую помощь вузу? Вообще, кризис вас как-то коснулся?

- Региональный департамент нас экономически не поддерживает, вуз получает средства из Минздрава. Кризис нас тоже коснулся, финансирование несколько уменьшилось. Но мы же не инвалиды, у высшего учебного заведения есть поле для коммерческой деятельности. Университет зарабатывает деньги с помощью сторонних источников дохода – дополнительное образование, коммерческий прием, научная деятельность, работа по грантам, в том числе правительственным.

Сейчас вуз финансово обеспечен, мы в равной степени получаем федеральные средства и столько же зарабатываем сами.

- У вас огромный опыт работы в образовательной сфере. Чем отличается нынешнее поколение студентов-медиков от тех, кто приходил учиться 5-10 и больше лет назад?

- Текущая действительность и условия жизни накладывают отпечаток на нынешних студентов. При этом важно понимать, что молодых людей нужно уметь заинтересовать, замотивировать. Вариантов, как это можно сделать, много – разнообразные студенческие мероприятия, научно-исследовательская работа и т.д. Меняются условия существования, меняются и подходы к воспитанию. Раньше был комсомол, сейчас добровольчество. Еще 10 лет назад в вузе не было многих возможностей, которые есть сейчас, например, собственный спорткомплекс. Это также дает новые возможности развития, повышает стремление молодежи получать образование.

- Нет ощущения, что уровень базового образования в стране падает и к вам приходят студенты с более слабыми знаниями, чем раньше?

- Простая статистика: в СССР по стране было 480 вузов, сейчас только в одной Российской Федерации – более тысячи, а с учетом филиалов – более трех тысяч! Что самое удивительное, при этом наблюдается отсутствие конкуренции в образовательной сфере, что и снижает его уровень. Мы сами создаем такие условия. Поясню: одни и те же вузы преподают примерно одинаковый набор специальностей, что приводит к размыванию образовательной среды. Ранее в Центрально-Черноземном регионе работали два медицинских вуза с почти столетней историей – в Воронеже и Курске. Сегодня высшее медицинское образование можно получить в Тамбове, Белгороде, Орле, а теперь и в Воронежском государственном университете. Бюджет выделяет средства на открытие новых факультетов, вместо того чтобы развивать те, что уже имеются и находятся, мягко говоря, не в идеальном состоянии. Происходит распыление средств для удовлетворения личных амбиций.

В последние годы наметилась тенденция, что вузы начинают развивать непрофильные направления. Просто представьте, что Воронежский медицинский университет откроет экономический, юридический факультет или журфак. Для того чтобы качественно учить по данным направлением, нужны квалифицированные кадры. А где их набрать всем вузам?

- Медуниверситет тесно связан с зарубежными вузами. Не изменилось ли отношение у некоторых ваших партнеров в связи с известными политическими событиями? Или сфера образования и медицины не зависит от политики?

- Действительно, у нас сложились связи с 58 иностранными университетами и фондами. Деятельность воронежского медицинского вуза была неразрывно связана с европейскими организациями на протяжении многих лет. Отношения с вузами отдельных стран ухудшились, к примеру - с учебными заведениями из Германии и Польши. Поэтому сейчас делаем крен в сторону университетов из Казахстана, Беларуси и других стран СНГ. Но при этом с западными партнерами мы не рвем отношений, стараемся все равно проводить совместные семинары, у себя принимаем студентов из Германии. Но коррективы все-таки были внесены.

- В стране идет уже не первый год дискуссия о платных и бесплатных услугах для населения. Частные клиники настаивают на полной коммерциализации и повышении качества предоставляемых сервисов (западная модель). Государство не спешит идти по этому пути и во многом придерживается старой концепции. В итоге население часто остается недовольно тем, что есть. Можно ли найти в этом вопросе золотую середину или нужно пойти по какому-то одному пути?

- Государство не может оказать всем эффективную бесплатную помощь. Конечно, надо искать золотую середину. И государство, и частные клиники должны найти такие формы взаимодействия, чтобы оказывать населению качественную медицинскую помощь. Например, частные клиники обладают большими финансовыми возможностями, в состоянии закупать дорогостоящее оборудование, поэтому они могут успешно обслуживать часть населения. Но это не должно снимать ответственности с государства.

Проблему может снять государственно-частное партнерство, к примеру, трехстороннее сотрудничество медицинского вуза, властей и коммерческих клиник, в первую очередь это должно касаться подготовки качественных специалистов и получения ими практических знаний на современном оборудовании.

- В июне текущего года в Сколково обсуждали вопросы здравоохранения. Там была высказана мысль, что эффективная система базируется на инновационных исследованиях. Общаясь с коллегами по стране, вы видите какие-то прорывы в отечественных разработках?

- Многим кажется, что в этом направлении работа не ведется, но это не так. В настоящее время фундаментальные и прикладные научные исследования в области медицины стоят на переднем краю мировой и отечественной науки. Биомедицинские научные направления превалируют в США, Японии и других развитых странах. Биомедицинские технологии стоит понимать шире, чем кажется, – это исследования на стыке химии, физики, биологии и т.д. Сейчас в стране создаются новые лаборатории, которые позволят конкурировать внутри страны, и в мире. В нашем университете развиваются такие научные направления, как регенерация тканей, исследуются физико-химические свойства воды, ведутся научные исследования в области охраны здоровья и многое другое.

- В Сколково также была поднята популярная ныне тема импортозамещения, в частности зарубежных лекарств. Это возможно? Насколько эффективны отечественные аналоги?

- Когда мы говорим о производстве лекарственных средств в стране, то нужно понимать, что из тысяч исследований и экспериментов до потребителя доходит один-два препарата. В среднем для создания одного лекарства нужно затратить порядка 1,9 млрд евро. Я очень осторожно отношусь к появлению на рынке информации о том, что некая медицинская фирма произвела новый качественный препарат. Подобными возможностями обладают только крупные мировые корпорации. В России такие тоже есть, но их мало. Ждать глобального импортозамещения на лекарственном рынке пока рано.

- В сфере образования и медицины есть тема, которую постоянно поднимают в СМИ, – коррупция. На примере медицинского вуза - как с этим можно бороться, какая практика?

- Коррупция высвечивается там, где есть соответствующая среда. Медицинское образование само по себе специфичное. Сначала ты учишься в вузе шесть лет, потом еще предстоит пройти либо ординатуру, либо интернатуру. То есть общее время обучения занимает семь-восемь лет, и только после этого врач получает право практиковать. Но если ты давал взятки, пока учился, то у тебя и знаний никаких нет, и ординатуру или интернатуру будет пройти практически невозможно, ведь там нужно лечить реальных больных. Более того, до этого момента студентам нужно еще успешно проходить практику в клиниках. Легче купить диплом в переходе метро, чем платить все время, пока учишься.

Но при этом мы не исключаем коррупционного момента в вузе. Создали даже специальную комиссию во главе с первым проректором, которая выявляет такие факты, постоянно ведет работу с преподавателями. Более того, проводим опросы студентов после экзаменов и зачетов, спрашиваем их, сталкивались ли они с вымогательством.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0