WorldClass

29 марта 2024, 12:02
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Коммуна // Зелёная альтернатива

24.03.2014 14:54

«Бензин всё время дорожает, но где же биотопливо? – удивляется пенсионер Сергей Коваленко. – А ведь горючее можно производить даже из водорослей нашего Воронежского водохранилища!»

По данным Воронежстата, в 2011 году бензин подорожал на 15 процентов, в 2012-м – на 7, в 2013-м – на 6. Однако независимые эксперты говорят о значительно большем подорожании; по их оценкам, в нынешнем году ожидается рост цен на 15 процентов – в силу инфляции, падения курса рубля и непомерных аппетитов монополистов и продавцов горючего. Процесс внедрения биотоплива у нас и в самом деле «вялотекущий». По поводу же производства горючки из водорослей Воронежского водохранилища эксперты Национальной биотопливной ассоциации не стали крутить пальцем у виска, но и не обрадовали.

Оказывается, в Америке получать биотопливо для автомобилей из водорослей научились не один год назад. Но тут не обошлось без генной инженерии и специальной технологии выращивания этих самых примитивных растений. Водоросли растут в стальных контейнерах в полной темноте. Их «кормят» сахаром. При таком «возделывании» они превращаются в нефтеподобную жидкость. Из неё можно выработать так называемый биодизель (солярку) и биокеросин (авиационное топливо). Испытания новое топливо прошло успешно, однако стоит оно слишком дорого.

Стало быть, «косить косой» или добывать каким-то иным способом водоросли из воронежского «моря» - не подходящая идея, хотя это большая проблема - зарастание и «цветение» водоёма в летний период.

- Конечно, получать биотопливо из водорослей – настоящая экзотика, - печально соглашается Сергей Коваленко, бывший мастер завода «Электросигнал», которого давно уже волнуют проблемы экологии. - Но я хорошо помню о том, что весной 2007 года состоялось совещание в областной администрации – об этой прямо-таки сенсационной новости все местные газеты написали. На нём были рассмотрены возможности использования для производства альтернативного энергетического топлива в сельском хозяйстве. Только, видать, дело сие непростое. Или у крестьян и без этого забот полон рот, а свободных денежных средств у них нет?..

Похоже, в своих предположениях Сергей Максимович не далёк от истины. А что касается названного совещания, то напомню постоянным читателям «Коммуны»: в марте 2007 в нашей газете был напечатан полный оптимизма отчёт с того мероприятия. В нём, в частности, было сказано: «Биодизель на основе рапса, сои или сорго может быть использован как для нужд области, так и в качестве товара на межрегиональном и даже на международном рынке».

И ещё одна цитата, подобная «песне»: «Получение биотоплива путём переработки бытовых отходов позволяет сделать сельхозпроизводство практически безотходным: в качестве сырья могут быть использованы отходы и с элеваторов, и с мясокомбинатов - любой органический мусор. И это не только выгодно аграриям, но и актуально: по прогнозам специалистов, всех имеющихся запасов российской нефти даже для внутреннего рынка хватит максимум на 40 лет».

«Идя в ногу со временем», в июле 2007-го группа компаний «Маслопродукт», которой руководил тогдашний депутат Воронежской облдумы Алексей Бажанов, заявила о намерении построить в Верхней Хаве завод по производству биодизеля мощностью 100 тысяч тонн (рядом с маслоэкстрационным заводом). В качестве основного потребителя топлива подразумевались тепловозы ОАО «Российские железные дороги».

К тому времени в локомотивном депо Воронеж – Курский шли эксплуатационные испытания биодизельного топлива на основе метилового эфира рапсового масла. Они показали, что биодизель по техническим характеристикам не уступает обычному дизельному топливу, а по ряду показателей даже улучшает его характеристики.

Однако экономическая составляющая эксперимента оказалась неутешительной. При существовавших тогда ценах на биогорючее, а это 21,6 тысячи рублей за тонну, его применение оказалось убыточным. Рентабельность была возможна только при цене не выше 12 тысяч.

Сегодня в РЖД считают, что биологическое топливо никогда не будет альтернативой минеральному, но сможет улучшать его экологические характеристики, снижать износ двигателей и в виде добавок экономить минеральное топливо.

Как бы то ни было, а проект по строительству биозавода в Вехней Хаве так и не реализован. Сам автор идеи – бизнесмен Алексей Бажанов, успевший поработать в Минсельхозе РФ, сейчас находится под следствием за мошеннические действия на сумму, превышающую два миллиарда рублей. Человек нашёл способы обогащения и без биотехнологий, но это уже, как говорится, другая история.

Вообще же, одним из первых в России приступил к производству автомобильного и дизельного биотоплива завод во Владикавказе. Было это в марте 2012-го.

В Интернете руководители предприятия и поныне сетуют, что их биоэтанол не слишком хорошо раскупается, поскольку большинство водителей в этом регионе не сильно озабочены проблемами экологии. Между тем, цена биологического топлива почти равна стоимости обычного бензина и солярки.

Чтоб вы знали: биоэтанол можно смешивать с обычными видами топлива. Добавление даже 10 процентов биотоплива существенно повышает октановое число того же бензина, улучшает сгорание и снижает выбросы окиси углерода приблизительно на треть.

Примечательно, что в марте 2011 года воронежский губернатор Алексей Гордеев обсудил с председателем правления немецкой компании «Verbio» Клаусом Заутером проект компании по производству не бензина, а биогаза на базе работающих в Лискинском районе компаний «ЭкоНива» (молочное животноводство) и «Лиско-Бройлер» (птицеводство). Биогаз компания предполагала транспортировать в Германию. Для неё это всё выгоднее, чем делать закупки биоэтанола в странах Южной Америки, где его литр стоит всего несколько центов, а весь транспорт работает на таком топливе, производимом из стеблей кукурузы и сахарного тростника.

К слову, в июле 2012 года одна из португальских компаний заявила в региональном правительстве о своём намерении построить в Воронежской области предприятие по производству энергетических установок, работающих именно на биогазе, с получением тепловой и электрической энергии.

При этом была оглашена проектная стоимость одной энергоустановки в 1,2 МВт - около 800 тысяч евро. Согласитесь, это немало. Тем не менее, такая цена не смущает агрохолдинги. К примеру, в соседней Белгородской области уже действуют две установки мощностью 2,4 МВт и 500 кВт. Закуплены они примерно за такие же деньги за рубежом.

Российские аналитики называют развитие рынка генерирующих мощностей и биотоплива «делом будущего». Эта оговорка продиктована не только российской практикой.

Вот, скажем, в опять-таки соседней Липецкой области компания «Либойл» выпускает растительное масло из рапса, подсолнечника и рыжика. Она намеревалась сделать бизнес на биотопливе, поскольку в Германии, Австрии, Словении и в Прибалтике требовалось сырьё для производства растительного керосина и бензина.

- Эти планы, - рассказал воронежскому Агентству бизнес-информации совладелец «Либойла» Николай Бобин, - были связаны с проектами Евросоюза, который рассчитывал к 2020 году довести содержание биологической составляющей в дизельном топливе до 20 процентов. Но там упал спрос на наше сырьё, и мы несколько лет назад переориентировались на внутренний рынок продовольственного растительного масла.

Между тем ,18 июля 2013 года Правительство РФ издало распоряжение, вытекающее из обязательств, продиктованных вступлением в ВТО, им оно утвердило план мероприятий («дорожную карту») по развитию биотехнологий. Он обстоятельный, а в частности регионы в 2015 году должны реализовать 10, а в 2018-м - 20 инновационных биопроектов.

По замыслу, доля моторного биотоплива и его компонентов в общем объёме потребления топлива в 2018 году достигнет восьми процентов. Предусматривается даже перепрофилирование простаивающих предприятий по производству этилового спирта в предприятия по производству биоэтанола.

Всё это соответствует стратегической задаче – сократить энергоёмкость отечественной экономики на 40 процентов к 2020 году.

Важно и то, что руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, надлежит осуществлять взаимодействие с властями субъектов Федерации и ежеквартально представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана.

- Всё это хорошо, - усмехается пенсионер Сергей Коваленко. – Только замечательных распоряжений у нас подписывается много, а толку бывает мало, несмотря на все своевременные отчёты, даже перед ВТО. Нужна реальная господдержка биопроизводителей, а то у нас всё перекладывается на регионы, которые обязаны «изыскать» где-то инвесторов. Но, в любом случае, им надо быть активнее, поскольку время не стоит на месте и будущее – за биотехнологиями.

При этом Сергей Максимович просил подчеркнуть: он за то, чтобы использовать для получения биоматериала прежде всего пустующие пашни и луга, площадь которых по России составляет десятки миллионов гектаров, а также органические отходы агропромышленного комплекса, объём которых и вовсе исчисляется сотнями миллионов тонн.

...Эх, если бы ещё и водоросли из Воронежского «моря» пошли в дело!

Cоцопрос в тему

По просьбе «Коммуны» независимая социологическая служба «Ваше мнение!» задала воронежцам вопрос: «Поддерживаете ли вы идею широкого использования биотоплива?» Вот их мнение.

22% - да; 10% - нет; 55% - ничего не знаю об этом; 13% - не определился с этим.

Николай Старых
Коммуна, №40 (26256), 22.03.2014 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0