Вы не авторизованы

Abireg.ru Блоги Авторы Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Журавлев Владимир Николаевич
Председатель правления Ассоциации предприятий ИКТ Воронежской области, кандидат экономических наук
Воронежская область
Регистрация: 27.01.2012

Комментарии к публикациям
Может своих не сокращать, а на стройку перевести.
Чукалов , 19.07.2019, 12:26:25
Сергей всё правильно написал. Молодец.
ПМ-ТТ, 19.07.2019, 10:23:31
Сосед, работал в этой конторе в то время. Титов, конечно, не разбирался в этой ситуации толком, поэтому пургу и несет. А вот силовики надо отдать долж...
Почтальон, 19.07.2019, 09:25:26
Если этот вопрос адресован мне, то, боюсь, он не по адресу.
Сергей Толмачев, 18.07.2019, 23:03:41
Для справки Хеллинг -торговая фирма под Гамбургом,которая торгует чужим,в основном китайским товаром. В свое время залезли в подвал политеха, чтобы д...
Рублев, 18.07.2019, 21:35:24
Деньги то когда наконец то поступят на счета кредиторов? А Сергей?
Наблюдатель, 18.07.2019, 18:45:29
".... под видом обслуживания информационных и технологических систем. Речь идет о формальном увольнении более 1 тыс. it-специалистов энергокомпании и ...
сосед, 18.07.2019, 17:37:31
 
Предложения по поддержке развития ИТ-компаний Воронежской области
07.03.2012, 09:03:30

В своем комментарии в блоге губернатора Воронежской области «О сотрудничестве власти и бизнеса» я констатировал, что в областных программах поддержки инновационных компаний и ИТ-компаний в частности «…. компенсируются затраты на закупку оборудования, технологий, аренду и т.д., но … не на заработную плату. А именно заработная плата - основная статья затрат в ИТ-компаниях». Следовательно, такая система поддержки явно недостаточна для ИТ-компаний.

Поэтому мы предлагаем использовать комплексную систему поддержки для ИТ-компаний, что нашло отражение в проекте концепции формирования и развития ИТ-кластера на территории Воронежской области. Данные предложения основаны на опыте новосибирского технопарка академгородка, санкт-петербургского технопарка «Ингрид» и мн.других. На реализацию наших предложений потребуются серьезные совместные усилия представителей власти и бизнес сообщества.


Реклама Google

Рейки в переводе с японского 霊気 означает «божественная энергия» и является уникальной энергетической практикой познания, исцеления и духовного роста

Наши предложения в рамках формирования и развития ИТ-кластера.

1. Организационные меры поддержки развития ИT-кластера:

- Провести аудит существующих областных мер поддержки инновационных предприятий и малого бизнеса и добиться их реализации для предприятий ИТ-сектора, используя зарубежный и российских опыт.

- Усовершенствовать механизмы и прозрачность госзакупок и госзаказа по разработке программного обеспечения и ИТ-услугам, добиться справедливости и честной конкуренции в отношении воронежских фирм, участвующих в конкурсах и тендерах; включить представителей ведущих воронежских ВУЗов и Ассоциации в конкурсные комиссии.

- Провести аудит эффективности ИТ-разработок и услуг, реализуемых ИТ-подразделениями государственных и бюджетных структур, и неэффективную деятельность оптимизировать, вынести на аутсорсинг для проведения работ коммерческими фирмами ИТ-кластера.

- Инициировать масштабные региональные проекты, нацеленные на создание программных решений для использования органами государственной власти, государственными и бюджетными предприятиями Воронежской области.

- Создать фонд программ, разработанных по государственному заказу. Ввести требование использования открытых стандартов как одного из механизмов обеспечения интероперабельности программ фонда и повышения доли повторного использования программных компонентов, разработанных в рамках госзакупок.

- Выстроить прозрачную систему экспертизы по ИТ-проектам и их результатов с привлечением экспертов от ведущих воронежских вузов, исследовательских организаций и Ассоциации.

- Развернуть программу государственной поддержки центров компетенций, созданных в рамках ИТ-кластера, по ключевым направлениям программирования, в том числе центров компетенции по открытым технологиям, развернуть комплексную программу по расширению использования свободного программного обеспечения (СПО) госструктуре и бюджетной сфере.

- Изменить информационную политику региональных СМИ, шире и направленно освещать вопросы перехода к информационному обществу, экономике знаний, проблематике ИТ-предприятий и отрасли в целом.

2. В сфере совершенствования нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в сфере ИТ на территории Воронежской области принять региональный закон об ИT-кластере и долгосрочную областную целевую программу, которая установила бы меры государственной поддержки для предприятий и проектов ИT-кластера, определила бы формы государственно-частного партнерства в этой сфере.

В частности, необходимо:

- Законодательно предусмотреть обеспечение преференций для региональных производителей программных продуктов и информационных услуг при выполнении ими бюджетных НИР  и при госзакупках.

- Совершенствовать законодательную базу по управлению интеллектуальной собственностью, возникающую  в результате реализации заказов органов государственной власти и государственных учреждений в целях поддержки региональных разработчиков ПО и информационных систем.

- Способствовать интеграции усилий науки, образования и промышленности в сфере ИТ. Стимулировать инвестиции воронежских ИТ-компаний в образование и НИР, оказывая меры государственной поддержки (предоставление налоговых льгот и субсидий для предприятий, финансирующих программы основного и дополнительного образования, а также финансирующих научные и прикладные разработки в университетах и исследовательских организациях).

- Создавать условия на уровне региона, стимулирующие ускоренное развитие ИТ-сектора (налоговые льготы для ИТ-компаний – разработчиков ПО, реализацию системы мер поддержки экспорта их продукции и услуг, снижение административных барьеров, в том числе в области валютного регулирования).

- При проведении открытых конкурсов и тендеров на выделение грантов для НИОКР и в рамках госзакупок при выборе победителей уделять приоритетное внимание разработкам на основе свободно распространяемого ПО (СПО). В требованиях к победителю тендера предусматривать возврат вложенных государством средств за счет экспортных поступлений от продажи созданных продуктов и технологий или их производных на мировом рынке.

- Как правило, публиковать все программное обеспечение, оплаченное в рамках регионального госзаказа, под свободной лицензией (СПО).

- Добиться объективности и прозрачности при проведении открытых конкурсов, не допускать искусственного «отсеивания» участников тендеров за счет формы собственности организаций, наличия лицензий, сертификатов, количества сотрудников, опыта участия в госзакупках и иных ограничений.

- Создать экосистему ИТ-кластера, используя опыт новосибирского и санкт-петербургского технопарков.

Более подробные наши предложения изложены в проекте формирования и развития ИТ-кластера. С ними можно ознакомиться на сайте Ассоциации предприятий ИКТ Воронежской области и Воронежского госуниверситета. Более того, сейчас идет обсуждение проекта концепции, и мы ждем предложений от представителей бизнеса, власти и высшей школы.

 

 

3640
Ваш E-mail:

Комментарии (25)

Все это, конечно, красиво.. Но КТО всем этим будет заниматься, интересно?
07.03.2012, 09:19:52 / Тау
В общем все правильно, но не полно. Необходимо добавить развитие взаимодействия ИТ-компаний и вузов Воронежа, готовящих ИТ-специалистов. Очевидно, что продвинутость нашего региона в области ИТ-производства обязана этим вузам и прежде всего - ВГУ. Обеспечение активного участия сотрудников ИТ-компаний в образовательном процессе, с одной стороны, а преподавателей вуза в деятельности ИТ-компании - идеальная схема взаимодействия, обеспечивающая успех ИТ-кластера.
07.03.2012, 11:04:28 / Михаил Матвеев
Этим уже занимаются, например, Воронежский госуниверсчитет и Ассоциация предприятий ИКТ Воронежской области, почитайте материалы http://www.apiktvo.ru. Кроме того, мы, во-первых, вместе с Воронежским госуниверситетом подготовили проект концепции ИТ-кластера и разместили ее на своих сайтах для обсуждения. Во-вторых, проводим совместно с ВГУ встречи, заседания в ТПП Воронежской области, Комиссии Общественной палаты, создаем клуб ИТ-директоров и т.д. Третье – мы совместно обращаемся в органы власти региона. Например, после нашего с ректором ВГУ совместного обращения к губернатору Воронежской области сейчас идет непростое обсуждение вопроса об участия экспертов Воронежского госуниверситета и Ассоциации в конкурных комиссиях по государственным контрактам, имеющим значительную компоненту по созданию программного обеспечения и информационно-коммуникационных систем (НИОКР, ОКР). Видимо это очень БОЛЬНОЙ ВОПРОС для чиновников. Чиновники быстро и охотно заключили общее рамочное соглашение, а вот об участии экспертов Воронежского госуниверситета и Ассоциации в конкурных комиссиях по государственным контрактам пока решение не торопятся принимать. Однако наша сторона в любом случае предоставит предложения губернатору Воронежской области по участию экспертов Воронежского госуниверситета и Ассоциации в конкурных комиссиях по государственным контрактам. И это только часть того, что мы делаем. Поверьте, это непросто. Из-за нашей активности многие на нас обижаются вместо того, чтобы нам помогать или хоть как-то оказывать содействие. Поэтому губернатор Гордеев А.В. совершенно прав, создавая Интернет-ресурс об улучшении делового климата в регионе. Мы на себе почувствовали необходимость этого решения.
07.03.2012, 11:33:55 / Журавлев Владимир
IT-компании участники кластера должны пользоваться налоговыми льготами, а часть съэкономленых средств (3 процента) перечислять на IT-образование Н.Тюкачев
07.03.2012, 11:47:26 / Н.Тюкачев
"Совершенствовать законодательную базу по управлению интеллектуальной собственностью, возникающую в результате реализации заказов органов государственной власти и государственных учреждений в целях поддержки региональных разработчиков ПО и информационных систем" Полностью согласен. Только мне кажется, что интеллектуальную собственность, возникшую в результате реализации заказов, нужно передавать тем организациям/лицам (законодательно определить на какой основе), которые заинтересованы в ее поддержке и развитии. Бессмысленно положить ее на полку и «забыть», что при инициативе эта собственность может принести доход… Чтобы возникали организации/лица, заинтересованные в раскрутке этой собственности, к получению другой собственности и т.п. Если у людей не появится материальная заинтересованность, то, боюсь, на энтузиазме в этом вопросе мы далеко не уйдем. "Стимулировать инвестиции воронежских ИТ-компаний в образование" Уж и не знаю. Инвестиции в образование… Эх, кхе-кхе-кхе… Это почти инвестиции в ЖКХ ;-) Можно вкладывать, вкладывать и ничего не получать и, более того, получать только вред… И потом. Этот пункт направлен к ИТ-компаниям, а ведь это процесс двусторонний. Образовательные учреждения должны так же проявлять активность. Имеют ли ВУЗы некие исследовательские инициативы? На каких условиях можно их финансировать или поддерживать? Я так и не смог получить ответы на подобные вопросы ни в одном из наших ВУЗов. Они не интегрируют свои предложения. Они безынициативны. "Создавать условия на уровне региона, стимулирующие ускоренное развитие ИТ-сектора (налоговые льготы для ИТ-компаний – разработчиков ПО, реализацию системы мер поддержки экспорта их продукции и услуг, снижение административных барьеров, в том числе в области валютного регулирования)" Да. Это правильно, классно! Я бы сюда добавил систему образовательной деятельности – стимулирование посещения/участия в выставках/семинарах (региональных, федеральных, зарубежных), обучения современным технологиям управления, стажировок и т.п. "При проведении открытых конкурсов и тендеров на выделение грантов для НИОКР и в рамках госзакупок при выборе победителей уделять приоритетное внимание разработкам на основе свободно распространяемого ПО (СПО). В требованиях к победителю тендера предусматривать возврат вложенных государством средств за счет экспортных поступлений от продажи созданных продуктов и технологий или их производных на мировом рынке" Этот пункт мне, честно говоря, непонятен. Особенно про приоритетное ВНИМАНИЕ разработкам на основе свободно распространяемого ПО. Во-первых, очень витиевато ("внимание" - это как?), а, во-вторых, свободно распространяемое ПО – это не всегда хорошо, а зачастую, просто некачественно. А про возврат «средств за счет экспортных поступлений» я уже и не говорю… Сказано красиво. Только очень опасно. Рад помочь инициативным людям.
07.03.2012, 15:59:22 / Маркин Сергей
Уважаемый Марков Сергей! В соответствии с распоряжением N2299-р от 17 декабря 2010 г. «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011 - 2015 годы)» свободное программное обеспечение (далее – СПО) находит все большее применение в информационных системах региональных органов государственной власти и бюджетных организаций. В настоящее время процесс распространения СПО в органах государственной власти и бюджетных учреждениях Российской Федерации значительно активизировался. Этому в немалой степени способствует успешный мировой опыт, поддержка Правительства РФ, разрабатываемые профильными ведомствами рекомендации по преимущественному использованию СПО при реализации программ информатизации органов государственной власти и бюджетных учреждений.
07.03.2012, 21:36:53 / Журавлев Владимир
Уважаемый Владимир Николаевич! Вы большой сторонник разрабчиков ПО и ИТ-решений. Ваш энтузиазм в деле систематизации, стандартизации данных разработок и объединения местного ИТ землячества достоин всяческих похвал. И представленную вами программу можно отнести, как и указанно в вашем заголовке, к вопросам «развития ИТ-компаний», но ни как, к «предложениям в рамках формирования и развития ИТ-кластера», ниже вами обозначенным. К сожалению, большинство из всего вами перечисленное к КЛАСТЕРУ никого отношения не имеет. КЛАСТЕР – знаниевая среда, объединяющая в себе центры знаний разных уровней, за счет разницы которых, знание, в виде технологий, методик, решений, навыка, опыта, распространяется волнообразно в этой среде, от плюса к минусу и обратно, порождая новые решения, ускоряя эволюцию всех участников. И ваша задача создать эту токопроводящую среду для знаний. Вот об этом в вашей заметке практически ни чего и не сказано. Давайте создавать эту токопроводящую среду, эту кровеносную систему КЛАСТЕРА. Какие формы и методы распространения мы будем использовать, какими инструментами пользоваться при их создании. Об этом ни слова в вашей заметке, а жаль. А вместо этого мы ударились в вопросы: в какой форме нам ходить и местным парням наливайте побольше компота и если можно, то без очереди. Конечно, эти вопросы важны для правильного питания и здоровья местных ИТ компаний, но КЛАСТЕР при этом не заработает.
07.03.2012, 22:33:42 / Леонид Х
Уважаемый Леонид Х! Скорее всего Вы не прочитали Концепции развития кластера, из которой в посте В.Журавлева представлена выдержка, а начитались выспренних газетных писак о кластерах и, в результате, сильно отрываетесь от бренной почвы, впадаете в идеализм. "Знаниевая среда", "знания ... распространяются волнообразно..." - все это перестает быть пустой болтовней, когда в основе кластера - хорошо себя чувствующая группа экономически крепких компаний, в достаточном объеме получающих и перераспределяющих между собой заказы, ресурсы и инфраструктурные услуги. Кластер - это форма организации бизнеса, компаний, в нашем случае ИТ. Концепция предусматривает создание инфраструктуры и экосистемы кластера (не путать между собой!), которая обеспечит в том числе создание коммуникационных площадок, обеспечивающих "волнообразное перетекание знаний". Однако более насущной и актуальной задачей является то, чтобы региональная власть включились не на словах, а на деле в развитие кластера, что должно проявиться в реальной поддержке ИТ-сектора. Первым шагом этой поддержки должны стать меры по стимулированию и оптимизации госзаказа в интересах предприятий ИТ-отрасли региона, улучшение условий ведения ИТ-бизнеса. Нужно обозначить это направление именно реальными экономическими шагами. ИТ-сообщество сделало свой ход - сорганизовалось (вместе в вузами), подготовило Концепцию, начало ее апробацию - широкое обсуждение. Теперь "шарик" на территории областной власти. Нужен ее ответный ход. Интересно, насколько долго и в какой форме его придется ждать?
08.03.2012, 06:51:19 / А.Могилев
Уважаемый Леонид Х! В кластер объединяются предприятия самостоятельно, т.к. им должно быть это объединение экономически выгодным для усиления имеющихся или приобретенных в результате участия конкурентных преимуществ, как друг для друга в отдельности, так и для всех участников в целом. Повторюсь, само объединение происходит только на основе экономической заинтересованности предприятий, расположенных на единой территории. Организационно-правовое объединение в идеале при этом отсутствует (наличие ассоциации или иной организационно-правовой формы). В сфере IT предприятия могут объединиться вокруг крупных IT-проектов или множества небольших IT-проектов. Следовательно, должен быть заказчик. Кто может быть у нас крупным заказчиком? Или кто у нас может создать среду для получения множества заказов, вокруг чего и произойдет объединение IT-компаний и ВУЗов в кластер? У ассоциация нет соответствующих ресурсов. Власть и крупный бизнес – здесь, к сожалению, сейчас очень много неопределенностей. Кроме того, опыт зарубежных стран свидетельствует, что на создание в нашем случае IT-кластера уйдет до 10 и более лет. Только определившись при активном участии органов региональной власти со стратегией формирования и развития регионального IT-кластера, можно серьезно что-то обсуждать. Причем стратегия развития регионального IT-кластера – это один из инструментов реализации стратегии развития IT региона. Уже после этого можно говорить об этапах развития регионального IT-кластера, создании фокус направлений (невозможно развивать все направления формируемого IT-кластера) и т.д. Последствия отсутствия региональной стратегии мы все наблюдаем с вами на примере сферы телекоммуникаций (это один из примеров, а их множество), когда в одном жилом доме 3-4 Интернет-провайдера, а в некоторых до 6-7, предлагают одни и те же Интернет-сервисы для жильцов. Жители от этого не выигрывают, Интернет-провайдеры тоже, а власть – не может покрыть Интернетом всю территорию области, т.к. у всех не хватает ресурсов, увы, ресурсы ограничены. В выигрыше – недобросовестные представители управляющих компаний и ТСЖ, вымогающие у Интернет-провайдеров взятки. В общем, нужно стратегия, но это в идеале. В жизни все несколько иначе, т.к. никто не хочет и не умеет ждать. Все хотят сейчас, а то и еще и вчера. Плюс - повсеместная некомпетентность и безразличие, о чем писалось выше. Итоговый пример – более 6-ти месяцев назад мы обратились в региональные органы власти о необходимости разработать стратегию развития отрасли в сфере IT, и в ответ получили письмо за подписью руководителя профильного департамента – «считаем … разработку стратегии развития информационных технологий региона в настоящее время нецелесообразными». И эта вся пока помощь и поддержка со стороны власти. Правда, сейчас мы слышим много обещаний, т.к. создана ведомственная целевая программа по формированию кластеров в регионе, но это пока и все … . Иной поддержки … мы еще не ощущаем. Каждый, увы, сам по себе. Другой пример – мы совместно с Воронежским госуниверситетом разработали проект концепции IT-кластера (надо хоть как-то двигаться вперед и заполнять появившийся вакуум отсутствия стратегии), думаете, нам хоть спасибо кто-то за эту инициативу сказал? Одни только упреки мы слышим в свой адрес – и главные оппонентами здесь является не представители бизнеса …. . Ладно, ВГУ – скоро станет Федеральным университетом, поэтому его сильно не беспокоят, а вот руководству ассоциации достается по полной программе. Спасибо членам ассоциации за понимание и поддержку, а то иногда появляется мысль закрыть вопрос о создании IT-кластера, чтобы все успокоились – нет проблемы по созданию кластера, и нет проблем у чиновников из-за этого кластера, в итоге – всем станет спокойнее. Но в проигрыше снова IT-бизнес и … население. Примерно такая ситуация сейчас у нас. Это откровенно. Очевидно, что обсуждать что-то, а затем и создавать – многое зависит от уровня зрелости и компетенции общества в целом и, как следствие, тех, кто управляет этим обществом. Поэтому и существуют кластерная методология, определяющая в зависимости от зрелости общества и производственной среды, что, в какой очередности и как целесообразно делать. Кластер создать прямо сейчас и в течение 2-3 лет – это обман. На это потребуется много усилий, да и желания всех участников рынка, включая и органов власти, которые являются и регуляторами рынка, и, как заказчик, крупнейшим участником по формированию спроса на продукцию hi-tech. Например, в Израиле основным заказчиком в сфере hi-tech является государство, а среди крупных частных заказчиков – частные компании, в основном, работающие … на оборонные заказы Израиля и США. Увы, это реальные факты, а не абстрактные рассуждения. Приведем еще примеры. Так, количество IT-стартапов в Израиле, если перевести на душу населения, составляет более 5000 стартапов на 7,1 млн. человек. В России – на 140 миллионную Россию всего 2500 проектов. Средний возраст стартапов в Израиле – 30-35 лет! У нас – в лучшем случае 3-4 года. Неслучайно в Израиле молодые люди стремятся не на государственную службу, как это происходит у нас в России, и даже не пытаются трудоустроиться в крупную компанию, многие начинают участвовать в проектных командах по созданию и развитию IT-стартапов. Мы поддерживаем контакты с представителями hi-tech Израиля и переписываемся с инициаторами создания Уральского IT-кластера, которые специально изучали опыт Израиля. И сейчас при написании этого комментария я использую данные наших уральских партнеров. В Израиле для молодого человека абсолютно нормально работать на себя, искать и привлекать финансирование в размере сотен тысяч долларов, а то и миллионов долларов, и, что самое интересное, находить это финансирование. Крупнейшие фонды оперируют сотнями миллионов – совершенно нереальными цифрами для российского рынка. На израильском рынке IT-стартапы отличаются не только финансированием – это и другая подача материала, и ориентация на несколько иную аудиторию и более широкий рынок. Поэтому сейчас hi-tech занимает 51% израильского экспорта. Инвестиции в эту сферу принесли большой доход правительству Израиля. Как следствие, в Израиле действуют особые государственные программы поддержки наукоемких стартапов. Правительство Израиля выделяет значительные средства, чтобы сделать возможным создание предприятий с нуля, причем, финансирование продолжается в течение двух лет после запуска стартапа. Есть подобных примеры и в других странах мира. Однако мы живем и работаем в России, в городе Воронеже, а здесь ситуация прямо противоположная. У нас IT-отрасль есть, но данных о ней в гостатистике вы не найдете. Специалисты и компании в сфере IT есть, но их никто не поддерживает и никто им не помогает. Да и перечислить все компании в этой сфере нельзя. Нам в одиночку осилить ведение реестра IT-компаний нереально. Необходима поддержка государства, а ее нет. Никто в регионе из представителей региональной власти не знает, какие объемы этой отрасли в регионе, какие налоги в итоге мог бы получать от этой деятельности региональный бюджет, и т.д. Этот вакуум использует зарубежные компании и малый бизнес, работающий в основном в теневом секторе бизнеса. Последним иначе не выжить. И это несмотря на то, использование IT напрямую затрагивает социальную сферу, здравоохранение и сферу услуг. То есть сферы, напрямую затрагивающие интересы жителей Воронежской области. Но пока никому кроме представителей IT-бизнеса и преподаватель IT-сферы это не нужно. Вот такова реальность. При выборе прототипа IT-кластера (модели) мы остановились на опыте новосибирского технопарка. Причина таково решения в следующем. Во многом ситуация в сфере IT была схожая с тем, что было у нас ранее и что есть сейчас (в Новосибирске есть очевидный прогресс, мы же находимся в прежнем отсталом состоянии). В Новосибирске мощная научно-исследовательская база (СО РАН и ВУЗы), в Воронеже ситуация очень погожая. У нас мощная ВУЗовская система, много НИИ. Кроме того, город Воронеж при СССР являлся одним из крупнейших центров советской электронной промышленности. В регионе было крупнейшее НПО «Электроника», предприятия которого выпускали первые персональные компьютеры «Электроннника-85», одни их первых микро-ЭВМ «Электронника-60», одни из первых видеомагнитофонов «Электроника ВМ-12» и многое другое. До сих пор предприятия электронной и радиоэлектронной промышленности работают в регионе, например, концерн «Созвездие» (http://www.sozvezdie.su/), ОАО «Корпорация НПО «РИФ» (http://www.rifcorp.ru/about), и т.д. Как правило, рядом с этими отраслями традиционно находиться и софтверная индустрия. Поэтому опыт новосибирского технопарка нам надо изучать и реализовывать, объединив IT-компании, создав условия для начинающих и выступить в качестве переговорщика с крупными корпорациями и государственными структурами для получения заказов для воронежских IT-компаний. Наша ассоциация без поддержки власти и всех участников IT-рынка изменить ситуацию в одиночку не сможет. А пока … многие представители IT-компаний, сообразив, нашли заказы за рубежом, и этого им хватает. Но это пока … Об ином никто из них не думает, не чувствуя поддержку в первую очередь от власти. Какие возможны фокус направления для нашего регионального IT-кластера? Это, во-первых, специализация на наукоемком IT. Здесь без серьезной поддержки государство не обойтись. Во-вторых, это, когда участники кластера специализируются на поставке решений и технологий в IT для госвласти и крупных предприятий. Например, заказы для концерна «Созвездие». Для информации мы уже предложили ГБК Воронежской области «Центр кластерного развития» проект, связанный с разработкой системы управления цепочками поставок - Supply Chain Management (SCM) на базе системы электронной торговли (закупки, продажи), в которую впоследствии должны будут интегрироваться корпоративные ИT-системы предприятий. Вокруг реализации этого серьезного проекта сконцентрируются не только IT-компании, но и образовательные, учебные центры, консалтинговые и иные компании, обеспечивающие функционирование и развитие центра электронной субконтрактации (электронной торговли). Причем подобные системы необходимы и для агропромышленных предприятий и мебельных холдингов и т.д. Более того, среди членов Ассоциации предприятий ИКТ Воронежской области есть компании, имеющие опыт использования подобных В2В-систем. Но пока этот проект даже не обсуждается, как и другие переданные нами проекты. Как вы видите, первое и второе направления где-то взаимосвязаны. Третье – это специализация на оффшорном программировании (сегодняшнее активно развивающее направление в Татарстане). Это направление у нас и сейчас существует, но и здесь нам есть, что улучшать. Четвертое - генерирование старапов, т.е. создание (или поддержка) предпринимательского сообщества для генерации стартапов и вытаскивания IT-отрасли за счет большого количества превращающихся в аналоги Facebook малых проектов (текущее направление, выбранное в Свердловской области, где уже создан Уральский IT-кластер). Это направление связано с развитием предпринимательства в сфере IT. Учитывая, что воронежские ВУЗы готовят много специалистов в области IT (не менее 300 человек в год), то здесь есть большой потенциал. Однако без участия власти и крупного бизнеса развивать это направление нельзя. Кроме того, все равно необходимо выбрать 2-3 фокус направления для создания и развития кластерных образований. Ресурсов на всю не хватит. Лично мне представляется развитие IT-кластера следующим образом. Если региональные власти будут реально помогать и создавать условия для IT-компаний, то нам необходимо специализироваться на наукоемком IT и становиться поставщиком решений и технологий в IT для госвласти и крупных предприятий. Если поддержки не будет, то специализироваться на оффшорном программировании и генерировании старапов, т.е. на развитии предпринимательских инициатив. Не факт, что от последних 2-х серьезно и достаточно быстро выиграют региональные власти и региональный бюджет. Со временем – изменения возможны, но готова ли власть ждать годы, а то и десятилетия, когда сам бизнес эволюционным образом созреет?! К сожалению, именно сейчас трудно однозначно определить, куда мы движемся. Необходимо время (как минимум, до конца 2012 года, например) для того, чтобы на основе анализа действий региональной власти понять – будет реальная поддержка или нет. Обещания и заверения – это сейчас уже не действует. Гарантировать никто нечего не будет, т.к. все, что касается hi-tech – в России еще не стало важным и актуальным для власти и крупного бизнеса. Как следствие, нет серьезных заказов от федеральной и региональной власти в области hi-tech. Поэтому надо ждать и пытаться или угадывать, когда наступит это время «Ч», как говорят военные, или приспосабливаться к тому, что есть. Леонид Х, прошу меня извинить за столь длинный пост. Но вы не первый раз обвиняете нас в ошибочности действий и т.д. Мы же живем в существующей реальности и опираемся на реальную практику и действительность. Мы за счет своего бизнеса зарабатываем, и кормит свои семьи. Поэтому рассуждать о теориях развития кластеров мы можем, но сейчас не это главное. Мы ждем реакцию – власти, и потом уже бизнеса и общества. Все, что необходимо, мы и так делаем. Нас именно за нашу активность и ругают некоторые представители власти, хотя должно быть с точностью наоборот.
08.03.2012, 12:20:25 / Журавлев Владимир
Господин А. Могилев! Мне трудно с вами дискуссировать когда вы утверждаете что кластер – это форма организации бизнеса (!!??). Бизнес у всех участников кластера свой. Так же как он свой у каждой ИТ компании. Каждая использует свою технологическую и программную базу исходя из знаний, которые она взяла в качестве основы своей деятельности. И если одна из компаний получить совершенно новые знания, она может сделать качественный рывок, и стать лидером. Но все это определяется информационной средой знаниевого характера, в которой происходит жизнедеятельность компании. Кстати, я бы не стал называть «газетными писаками» таких уважаемых людей, основоположников знаниевой теории, волновой теории, стратегического менеджмента и кластерных экономических моделей как: гг. В. Кондратьев, Г.Менш, К.Фримен. Й.Шумпетера, и многих других. Вам посоветовал, на первоначальном этапе, прочитать работы: Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. МГУ-ВШЭ, 2007 ч.1,3. Schoemaker, Paul J.H. and Amit, Raphael (1994). Investment in Strategic Assets: Industry and Firm-Level Perspectives. Advances in Strategic Management, Strategic Management Journal, v. 10A: 3-33 Я согласен с вами в том, что региональные власти должны включиться в процесс развития кластера. Только под этим вы понимаете административное перекраивание сфер, полномочий и прочих вещей. Это, напоминает лозунг времен Б.Ельцина «Порулили –хватит! Дайте нам порулить». Чем это все закончилось, нам хорошо известно. Если ваши предложения будут в том же ключе, результат будет такой же. Потому что все что предлагается ( в большинстве своем) к функционированию КЛАСТЕРА отношения не имеет. Наши разногласия лежать в разном понимании природы инноваций и механизма новых экономических систем.
08.03.2012, 23:20:50 / Леонид Х
В дополнение к изложенному в статье хотелось бы отметить несколько аспектов, роль которых в деле создания действительно эффективно работающего ИТ-кластера на мой взгляд очень важна: 1. Компании-участники ИТ-кластера должны на самом деле (а не только на бумаге) понимать необходимость сотрудничества в рамках кластера. Для примера: достаточно просто ситуация выглядит, когда в составе ИТ-кластера есть компания, занимающаяся инфраструктурными вопросами (поставки аппаратного обеспечения, сети и т.п.), компания-разработчик ПО и консалтинговая компания с упором в ИТ. Таким компаниям ИТ-кластер необходим как воздух - за счет и благодаря ИТ-кластеру они могут сделать не только совместный продукт высокого качества (каждый отвечает за свою часть), но и имеют возможность получить какие-либо льготы/преференции от регионального правительства. Но ситуация выше - идиллическая. В реальности в составе ИТ-кластера находятся компании, зачастую имеющие серьезные пересечения по бизнесу (по сути - конкуренты), и Воронежская область не исключение. Как планируется разруливать эту ситуацию? Ведь по факту каждый участник будет тянуть одеяло на себя, стараясь использовать ИТ-кластер исключительно с выгодой только для себя. А для получения каких-либо субсидий и льгот от государства нужно как минимум показать, что ИТ-кластер - это гармоничный единый организм, способный дать действительно комплексный и нужный продукт. 2. Крайне важно обеспечить связь Концепции Развития IT-кластера и Стратегии Развития Воронежской Области в сфере ИT. Создание ИT-кластера должно быть одним из инструментов реализации такой стратегии. Это позволит подвести под тему ИТ-кластера необходимую административную базу и повысит шансы на получение хотя бы каких-то "административных благ" от местной власти. Что касается участия Ассоциации в конкурсных комиссиях по госзакупкам - искренне желаю Вам удачи! Это будет действительно прорыв. Если это получится сделать - в регионе за счет присутствия Ассоциации в комиссии будет действительно естественная конкурентная обстановка. Ну и в качестве предложения - имеет смысл обращать внимание не только на новые конкурсы по госзакупкам в области ИТ, но и мониторить уже выигранные. Победитель всегда будет знать, что в любой момент может быть осуществлен контроль качества предоставляемых услуг и будет более аккуратно "пить из бюджетного ручейка".
09.03.2012, 08:39:29 / Евгений
Уважаемый Леонид Х, профессор Могилев – прав, говоря о том, что кластер – это есть форма организации бизнеса. В рамках кластера происходит объединение компаний для выполнения заказа (или проекта). Затем в рамках кластера происходит перераспределение части заказа (или части проекта) между участниками и т.д. Тоже касается и образовательного кластера. Подходы и здесь схожие. Поэтому кластер – это не благотворительная организация и далеко не всегда сообщество по обмену знаниями, технологиями и опытом. Да, в рамках проектов создаются знания, но не факт, что в итоге кто-то будет специально обмениваться полученными знаниями. Внутри кластера между компаниями всегда будет присутствовать конкурентная среда. И выигрывать будет в этой борьбе тот, кто сильнее.
09.03.2012, 16:05:56 / Журавлев Владимир
С ума сойти! Абирег - из рядовой виртуальной газеты превращается в какой-то сборник научных трактатов!!!
09.03.2012, 16:08:38 / Victor_ia
Предлагаю начинать анализировать возможность реализации ряда крупных наукоемких, комплексных, инновационно содержательных и т.д проектов, которые соответствуют Концепции и приведеных в статье, например: Инициировать масштабные региональные проекты, нацеленные на создание программных решений для использования органами государственной власти, государственными и бюджетными предприятиями Воронежской области. По всем параметрам этому пункту предложений могут (должны) отвечать проекты в рамках программ реализации электронного правительства, оказания электронных услуг, систем категории е-коммерции и т.д. И совершенно очевидно присутствие в подобном перечне государственно значимых проектов - проект СУБД ЛИНТЕР, включая большое числ возможных актуальных приложений с использованием технологий СУБД. В нашем случае имеется мощная база (школа СУБД) и собственно достаточно известный продукт. Сама специфика, категория проекта (продукта), как представителя базового ПО (современные технологии СУБД обработки и использования данных) уже обеспечивает огромный потенциал для партнерства в самых различных варинтах (исследования, проектирование, организация, иакетирование, испытания, производство...)с участием государства, науки и бизнеса. Более того, с примерами из практики развития СУБД. К тому же технологии СУБД несомненно важнейший государственный стратегический ИТ-ресурс. Нашему региону престижно, что он вправе и достойно может представлять такой проект, при этом, и как пример ИТ-достижений науки и производства. Но об этом можно много говорить, но главное, есть что говорить и, следовательно, предствлять подобный проект в качестве одной из важнейших базовоых составляющих (возможно главного драйвера)становления и развития ИТ-кластера. еще интересный пункт: -- Развернуть программу государственной поддержки центров компетенций, созданных в рамках ИТ-кластера, по ключевым направлениям программирования, в том числе центров компетенции по открытым технологиям, развернуть комплексную программу по расширению использования свободного программного обеспечения (СПО) госструктуре и бюджетной сфере. Здесь требуется определенная и правильная политика, понимание статуса и возможностей СПО, с учетом небольшого, но, возможно, характерного для нашей страны, подхода и выполнению государственных инициатив в области СПО. Уже "прославились" выпуском очередной версии национальной ОС (см. http://open.cnews.ru/news/top/index.shtml?2012/02/01/475520). Многое из этого мне знакомо не по наслышке. На самом деле надо знать и понимать место и возможности СПО для различных применений, в частности в системах с требованиями ИБ. Все очень не просто и где-то неприменимо вообще. Тем не менее есть варианты, вполне реальные и привлекательные для использования преимуществ "Викиномики" для ИТ-систем на базе СПО и в сочетании с компонентами проприетарого ПО. Это также достойное место для организации специального проекта с участием науки и профессиналов-аналитиков в рамках ИТ-кластера. Опять, самым лучшим образом, можно рассматривать модель проприетаргого сдра СУБД и множества приложений со статусом СПО. Очень большой и комплексный проект с возможностью участия различных сторон от администрации, науки, производства и бизнеса.
09.03.2012, 17:13:02 / БИ
Владимир Николаевич, все воронежские IT-специалисты поддерживают вас в вопросе стимулирования и оптимизации госзаказа в интересах региональных IT-компаний, улучшения условий ведения бизнеса и включения экспертов ВГУ и Ассоциации в конкурсные комиссии по тендерам. Все предлагается правильно, но чиновники этому будут препятствовать и искать причины отказа. Ведь вы затрагиваете их личные финансовые интересы. Не лучше ли вам подключить к этому вопросу интернет-ресурс «Роспил» Навального http://rospil.info/. В одиночку вам не справиться с этим вопросом.
10.03.2012, 15:45:14 / Воронежский IT-специалист
Уважаемый Леонид Х! Собственно, у нас и не дискуссия - я тоже Вас прекрасно понимаю. Распространение компетенции и обмен знаниями внутри кластера - одна из важных задач, обеспечиваемой инфрастурктурой кластера на стадии зрелого кластера. Все те авторы, о которых вы упоминаете, и которых я тоже - правы, но это относится к несколько другому уровню развития кластера и бизнеса в целом. Нам же приходится иметь дело с зарождающимся кластером, в котором первым делом нужно обеспечить условия экономического роста входящих в него предприятий. Обмен знаниями, пока слабенький, есть - он протекает в форме конференций и семинаров, проводимых ВГУ и другими конторами. На них толком не ходят представители ИТ-предприятий, потому что еще для этого не созрели. А Концепция предполагает обмен знаниями - для этого формируются коммуникационные площадки в рамках бизнес-инкубатора и технопарка ВГУ. Вы просто не прочитали. Давайте решать проблемы в порядке их приоритетности, не забегать вперед и не воспарять над бренной почвой...
11.03.2012, 12:43:47 / А.Могилев
Круто. Я тут половину не понял. Понял только что куча умных мужиков показывают друг другу какие лни умные. только покороче надо всё это ,а то мозг чуть не взорвался читать вас.
11.03.2012, 15:04:48 / Константин Е.
На самом деле очень заумные дискуссии. Неужели вы думаете, что все эти кластеры кому-то нужно. Будьте проще. Все равно никому это не нужно. Мы в РОССИИ!
11.03.2012, 16:23:58 / Александр К.
Если кто-то затевает ИТ-кластер, значит это кому-нибудь нужно... А кто не верит или не понял зачем и кому, значит просто не в теме. И про "будьте проще" зря ты это. Простота - она хуже, сам знаешь чего :-)
11.03.2012, 18:52:13 / Сторонник
Александр К. я не то совсем имел ввиду. Не про то что, это не нужно, тем более никому. Я в России живу, мне нужно, чтобы чтото двигалось с места. Там всё правильно только краткость - сестра таланта. Уважать надо читателей,а для трактатов спецжурналы есть. здесь формат другой ,по идее.
12.03.2012, 09:46:31 / Константин Е.
Константин Е. Тогда пусть и печатают свои умные статейки в спецжурналах. И в них двигают все свои идеи новшества и т.д. Ведь и вам не нравятся эти публикации. Следовательно, все это и нам не интересно. Они нужны ученым, препам, Путину с Медведым и губерам с мэрами. Читатель уважаем не объемность, а содержательность статеек. Поэтому мы с вами, а те, кто пишет эти посты и комментарии должны быть там ... где всякая наука, инновации и остальная ерунда. Все это людей не кормит.
12.03.2012, 11:01:21 / Александр К.
Александр К. и Константин Е.! Прошу извинить за столь сложные тексты в комментариях выше. Если просто, то обсуждение идет о том, создавать или не создавать условия для развития IT в регионе, чтобы бизнесу было выгодно платить налоги, и он имел возможность нормально зарабатывать и создавать продукты для организаций и населения на территории регионе. Идет спор в основном с теоретиками, далекими от практики и реалии нашей жизни. Отсюда и обилие многословия. Однако наша главная цель – это достучаться до представителей власти и по возможности получить поддержку у простых людей, таких как и вы и многие другие.
12.03.2012, 20:17:15 / Журавлев Владимир
Владимир, Вы сами поняли, что сказали? Я допустим, Вас поддерживаю. Только толку что? А до кого конкретно Вы хотите достучаться? Эти представители власти,читают Ваш блог и эти коментарии? Наверное кластеры это хорошо. Это как раньше у нас было НПО, так? Ребята, вам всем надо на приём к конкретному представителю, откого это всу зависит. И чтобы вы там ему мозги вышибли напроч и сказали что если не примет мер какие надо, так вы еще раз придете. Я б все сделал.
12.03.2012, 23:11:27 / Константин Е.
Константин Е.! Представители власти читаю комментарии и посты в блогах. Мне уже неоднократно звонили чиновники. И это тоже результат обсуждения в блоге. О кому-то куда-то ходить - это, мягко говоря, неразумно. Каждый должен заниматься своим делом. Но каждый может сказать, что это - хорошо, а это плохо. Все. Иной помощи и поддержке не требуется.
13.03.2012, 08:23:37 / Журавлев Владимир
Добрый день, Участники дискуссии! Уже сам факт высказывания Участниками своих мнений, в той или иной мере, касающихся Кластера ИТ, говорит о том, что тема затронула специалистов. Конечно, наиболее «матерые» специалисты молчат и только читают. Они уже набрали определенный жизненный опыт, который, одним подсказывает, что еще рано «влезать в эту неразбериху», другим – «что-то все время ускользает от понимания ситуации», третьим – «пусть они сражаются (в бою всегда потери), а мы потом въедем на коне» … Наиболее опытные – тихо делают «дело по-своему». Вот они-то, скорее всего, и будут диктовать условия. Я знаком с двумя редакциями Концепции по Кластеру ИТ. Да, есть моменты, по которым я высказался авторам. Однако я смотрю на Концепцию с позиции, что если ничего не делать, то и жить не зачем. Что хотелось бы видеть с точки зрения изложения Концепции? Это, безусловно, принцип, по которому все раскрывается постепенно. Возьмите западные издания (почему западные? - потому, что они «собаку съели» на методике изложения материала. В противоположность можно привести только восточный способ изложения мыслей – притчи, но в нашем случае это не уместно). Сначала идет изложение ключевых положений (кратко и емко). Затем идут пояснения в рамках обозначенных тем. И наконец, - детальное изложение. Как в ИТ бизнес-процессов – используется принцип декомпозиции. Вот когда становится ясно не только тем, кто читает, но и тем, кто пишет. В материалах статьи Владимира Николаевича Журавлева и среди высказанных мыслей Участников дискуссии много интересных и, на мой взгляд, правильных. Например, «Провести аудит существующих областных мер поддержки инновационных предприятий и малого бизнеса и добиться их реализации для предприятий ИТ-сектора, используя зарубежный и российских опыт», «Инициировать масштабные региональные проекты…», «Развернуть программу государственной поддержки центров компетенций…», «Способствовать интеграции усилий науки, образования и промышленности в сфере ИТ», «Создать экосистему ИТ-кластера…», «Я бы сюда добавил систему образовательной деятельности – стимулирование посещения/участия в выставках/семинарах (региональных, федеральных, зарубежных), обучения современным технологиям управления, стажировок и т.п.» (Маркин Сергей), «…насущной и актуальной задачей является то, чтобы региональная власть включились не на словах, а на деле в развитие кластера, что должно проявиться в реальной поддержке ИТ-сектора» (А.Могилев) и др. Мне кажется, что целесообразно идти разными путями к цели (создание Кластера ИТ). Это и реальные действия ВГУ в части создания бизнес-инкубатора и технопарка, это и реальный проект «…связанный с разработкой системы управления цепочками поставок - Supply Chain Management (SCM) на базе системы электронной торговли (закупки, продажи)» (Журавлев В.Н.), это и работа над законодательной базой в нашем регионе, это и совместное участие административных органов власти, и представителей бизнеса в бюджетных финансовых вопросах (естественно, по обсуждаемой теме). Однако надо не забыть простую мысль, которую давным-давно озвучил Великий сатирик в своем выступлении о Костюме, который он заказал сшить в ателье «Кто Это Сделал?». Такой простой вопрос отражает фундаментальную мысль об ответственности за конечный продукт. Поэтому при всем многообразии «путей» для создания Кластера ИТ необходима группа Системных Аналитиков (не путать с бизнес-аналитиками). Очень понравилась мысль в дискуссии «Причем стратегия развития регионального IT-кластера – это один из инструментов реализации стратегии развития IT региона» (Журавлев В.Н.). Действительно, на Кластер ИТ надо смотреть с позиции его составной части в стратегии развития в регионе информационных технологий и выстраивании Архитектуры Деловых (Бизнес-) Процессов региона.
28.03.2012, 18:03:24 / И.В.Абрамов
Добавить комментарий

Другие темы автора

Сетевая или цифровая платформа АПК Комментарии 0, 20.07.2019, 15:27:12
«Мы видим важный тренд – желание крупного бизнеса переходить от модели b2b к моделям b2b2c и b2me, подразумевающим тесное взаимодействие с личностью. Раньше крупным корпорациям с большой линейкой прод...
Куда движутся цифровизации предприятий АПК Комментарии 0, 20.07.2019, 15:27:12
Старинная российская пословица«Пока гром не грянет, российский мужик не перекрестится» На основе логических методов исследований материалов Федеральной служб...
Тенденции развития Интернет-торговли Комментарии 0, 20.07.2019, 15:27:12
 «Хорошие игроки находятся там, где шайба. Великие – там, где она будет» Рекордсмен НХЛ по забитым шайбам Уэйн Гретцки   1.       Начало реал...
Финансовый кризис ... Комментарии 8, 20.07.2019, 15:27:12
Сейчас самая модная тема – финансовый кризис. На простом языке – это нехватка денег в некоторых секторах экономики в конкретный период времени, т.е. это время, когда клиентам не хватает...
Предложение ВРСП «ОПОРА России» и Ассоциации предприятий информационно-коммуникационных технологий Воронежской области по поддержке и содействию развитию малого и среднего предпринимательства в сфере ИТ Комментарии 30, 20.07.2019, 15:27:12
 В рамках плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г...
Об опыте немецкого концерна «Зюдцукер» Комментарии 0, 20.07.2019, 15:27:12
Недавно в своем блоге на АБИРЕГе я упоминал про немецкий концерн «Зюдцукер», который сотрудники европейской офиса «Cargill», называли «Money Bag» (денежный меш...
Опыт работы в зарубежной корпорации - мой ответ на один из комментариев на пост «Исследование: ИТ-компании перед лицом кризиса» Комментарии 17, 20.07.2019, 15:27:12
Уважаемые читатели и Случайный прохожий! Один мой знакомый, молодой человек, принял решение трудоустроиться в одной из международных консалтинговых компаний «Большой тройки» (McKins...
Исследование: ИТ-компании перед лицом кризиса Комментарии 0, 20.07.2019, 15:27:12
Компания «IT-Доминанта» провела в конце года исследование, решив установить, каким образом драматичные события в финансовой сфере РФ повлияли на рынок труда в сфере информационных ...
Заканчивается 2014 год…. Комментарии 8, 20.07.2019, 15:27:12
В этой статье я хотел привлечь внимание к итогам встречи губернатора Воронежской области А.В. Гордеева, которая прошла 26 декабря т.г., с руководителями воронежских средств массовой информации, на ...
Российскому ИТ-рынку обещают трудный год Комментарии 15, 20.07.2019, 15:27:12
2015 год станет для России годом серьезных изменений в моделях поставок и потребления ИТ, что в свою очередь предоставит отдельным игрокам и бизнес-моделям новые возможности развития. Для росси...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   
Рейтинг блогов
   
  
   
Комментарии к блогам
сходил по Вашей ссылке, уважаемый автор. там выходит, что Воронеж, помимо прочего, в десятке довольных уровнем ЖКХ, что в целом как-то коррелируется, ...
рейдер, 19.07.2019, 17:58:30
По сути дела, умный покупатель родился тогда, когда появилось новое предложение от девелоперов, когда появился выбор. В Воронеже таким толчком стало п...
gorbanev, 26.06.2019, 12:35:58
разве есть колебания? стабильно в конце рейтинга 4-2 места с конца... что же до событий: 2010 - пожары и засуха была не только в Воронеже, следова...
гражданин, 29.05.2019, 10:57:32
Индейцу Васе: Если бы Вас, всю ночь зверски били, пытали, водили бы два часа и более по морозу и снегу ночи голым, Вы бы, петухом закукарекали и весь ...
Глеб., 07.05.2019, 12:03:28
Рейдер, меня тоже поразила эта заносчивость Талеба, постоянные оплевывания всех и вся. Именно это и читалось трудно.
nedosejkina_, 28.03.2019, 08:27:26
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа

Конференц-залы Воронежа

 
   

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"