Вы не авторизованы

Abireg.ru Блоги Авторы Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Фурсов Андрей
Руководитель воронежского отделения МОО "Город и транспорт"
Заместитель председателя общественного совета при управлении архитектуры и градостроительства Воронежской области. Магистр Высшей школы экономики (профиль – Публичное право). Автор двух краеведческих изданий транспортной тематики, общественный активист.
Воронежская область
Регистрация: 31.10.2016

Комментарии к публикациям
талантливый руководитель нигде не пропадет. не получилось омбундсменом, будет лесами заниматься. а завтра - банями или школами.
макс, 14.09.2019, 08:47:36
Очень хороший человек! Достойный! Просто информационная война... кто-то сильно обижен и... слаб видимо
Гость, 13.09.2019, 18:25:09
Вообще-то г.Костомаров себя ни как не проявил, выборами как и прежде занимался Алтухов, а этот где находился, не понятно? Абсолютно не знаком с област...
АК-54, 13.09.2019, 12:51:51
Очень люблю это мероприятие, а особенно его организатора - честного и неподкупного руководителя А. Ф. Карякина. Один недостаток - очень много людей и ...
Поклонница таланта, 13.09.2019, 11:29:02
Зонирование не то под заводом, так что жилья там не будет точно )
Сергей , 13.09.2019, 11:07:14
А государственной медицины нет, как и образования....Идет подмена каким-то бредом и инициируют его бывшие большевики......
leo, 13.09.2019, 09:39:35
Какая же Поклонская мяш - генеральный прокурор Крыма, а это девочка-припевочка....
leo, 13.09.2019, 08:31:02
 
Не допустить стратегической ошибки
06.11.2016, 14:05:09

Намедни обратил внимание на новость РБК о возможном претенденте на пост мэра города Краснодара. Заслуживают внимания следующие строки:

 

1 ноября в конкурсную комиссию, которая отбирает кандидатов на должность главы администрации Краснодара, подал документы бывший вице-мэр города Евгений Первышов. Ранее выдвинуть кандидатуру на пост мэра города Краснодара Первышову предложил губернатор Кубани.


Поддержит ли у нас губернатор кандидатуру того или иного сити-менеджера? Думаю, что это не исключено, поскольку наличие консенсусной фигуры главы города призвано исключить конфликты между субъектом и муниципалитетом. Подобные конфликты носят чаще всего персоналистский характер, и возникают на основе противоречий между губернатором и мэром, что не так давно происходило в Воронеже времен Бориса Скрынникова и губернатора Кулакова. Попытка исключить возникновение потенциальных конфликтов путем назначения через формальный конкурсный отбор определенной персоны на пост главы города, имеет благовидную цель, но выхолащивает саму сущность местного самоуправления.

 

Согласно Конституции, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (органы государственной власти имеют два уровня – федеральный и региональный). При этом региональные и федеральные органы исполнительной власти образуют единую систему в пределах установленных предметов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов.

 

Исполнительную власть в Воронежской области олицетворяет высшее должностное лицо (губернатор) как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта (Правительства). Местное самоуправление в Воронеже олицетворяет мэр, который является главой муниципального образования и местной администрации (наличие этих органов обязательно, как и наличие городской думы).

 

Глава муниципального образования в случае избрания через конкурсную комиссию будет возглавлять и местную администрацию. Однако, как орган местного самоуправления, глава муниципального образования не может входить в систему органов государственной власти. Губернатор не сможет назначать мэра своим указом, поскольку это противоречило бы Конституции. Но закон предусматривает конструкцию конкурсной комиссии, в которой половина членов назначается губернатором, другая половина – городской думой.

 

Признаться, мне нелегко представить ситуацию, при которой кандидат, имеющий поддержку “губернаторской” половины членов конкурсной комиссии, не будет избран главой местной администрации. Таким образом, избрание сити-менеджера города будет скорее всего связано с волеизъявлением высшего должностного лица Воронежской области.

 

“Формально правильно, по сути издевательство” – знаменитая Ленинская формула, которой характеризует сложившуюся ситуацию. С формальной точки зрения мэра будут выбирать депутаты городской думы, то есть вопрос будет решаться на местном уровне, и требования Конституции соблюдены. Реально же решающее воздействие на определение персоны мэра будет оказывать губернатор Воронежской области, что приведет к обесцениванию конституционной нормы о независимости органов местного самоуправления и его фактическому огосударствлению.

 

Я с большой симпатией отношусь к нынешнему губернатору Воронежской области, признавая его колоссальный вклад в развитие региона, рост инвестиций в область, улучшение жизни простых людей. И я прошу не рассматривать этот материал как критику губернатора, его профессиональные или, упаси Бог, личные качества. Напротив, я рассматриваю вопрос исключительно с точки зрения сущности местного самоуправления, которое будет поставлено в фактическую зависимость от действий и решений, принимаемых органами государственной власти. И здесь мы должны понимать, что решения, принимаемые сегодня, закладывают фундамент будущего развития города. Иными словами, речь идет уже не о нынешнем губернаторе, а о следующих персонах, которые могут повернуть вспять сегодняшние позитивные преобразования. В таком случае это неизбежно отразится на городе при назначении нового сити-менеджера.

 

В конструкции, при которой глава города избирается населением, существует реальная возможность избрания независимого кандидата, который будет иметь легитимный мандат от жителей города для развития Воронежа (на прошлых выборах общее число голосов за второго и третьего кандидатов превысило число голосов, поданных за победителя, т.е. при наличии коалиции единый кандидат от оппозиции стал бы избранным мэром аналогично Новосибирску). Попытки кого-либо повлиять на политику сильного легитимного лидера, опирающегося на реальные голоса избирателей, будут наталкиваться на большие трудности, чем в отношении сити-менеджера, определяемого депутатами. Кроме того, сегодняшняя непростая ситуация в экономике и городском хозяйстве (убытки муниципальных предприятий, обслуживание кредитов, строительная отрасль, городской транспорт) требует наличия достаточной поддержки избирателей для проведения определенных реформ. Это должна быть фигура, избираемая населением, поскольку назначение депутатами технократа или профессионального менеджера не делает его сильным лидером, скорее наоборот – отсутствие связи с широкими народными массами будет препятствовать проведению сильной политики. Об этом пишут известные инвесторы (Ручир Шарма) и теоретики менеджмента (Питер Друкер), основываясь на многолетнем опыте практической работы и собственных исследованиях. При этом депутаты оставляют за собой согласование кандидатур заместителей мэра согласно действующему уставу города. В дальнейшем согласование таких кандидатур может производится на основе результатов профессиональной деятельности кандидата, выявленной в ходе конкурсного отбора.

 

Кроме того, за последние месяцы мы становились свидетелями смены некоторых представителей губернаторского корпуса в отдельных регионах России. Эти перестановки были достаточно внезапными и непредсказуемыми. Если Воронежскую область не минует чаша сия, это может привести и к замене сити-менеджера. Затем последует приход новой команды, что может повлечь за собой смену вектора городской политики по ряду направлений. Напротив, если мэр имеет мандат, полученный от избирателей, он продолжит работать и при смене региональной власти в течение всего срока своих полномочий.

 

Я уже говорил о том, что отмена прямых выборов главы города грозит снижением инвестиционной привлекательности Воронежа. В случае прямых выборов главы города инвесторы получают среднесрочный горизонт планирования (на пять лет), это достаточный срок для реализации многих инвестиционных проектов. Жители города получают рычаги влияния на избранного мэра, с помощью которых могут либо поддержать своими голосами проводимую им политику на очередных выборах или выразить недоверие с помощью голосования по отзыву. С помощью выборов мэр может опираться на доверие избирателей, чтобы проявить политическую волю для принятия решений, нацеленных на общее благо. Наконец, сохранение выборов сохраняет и суть местного самоуправления.

 

Ситуация с отменой выборов мэра отдаленно напоминает мне историю заката воронежского трамвая. В 2001 году под различными предлогами были демонтированы первые рельсы. За следующие два года Воронеж потерял ⅔ трамвайного хозяйства, и следующие годы трамвай стагнировал, что привело к исчезновению магистрального транспорта в 2009 году. В ретроспективе мы видим последствия тех решений, которые были приняты в начале “нулевых”: количество автомобилепользователей растет, пробки увеличиваются, средств на строительство рельсовой системы нет. Трамвайная система образца 2001 года нуждалась в отходе от прежнего формата, и ее реформирование позволило бы сегодня иметь современный магистральный транспорт, который бы уменьшил размеры Воронежа вдвое (по времени, затрачиваемому на поездку). Однако реформирования не произошло, гордиев узел не распутали, а разрубили.

 

На своих ошибках надо учиться. Принимаемые сегодня решения – стратегические. Я призываю депутатов городской думы не совершать стратегическую ошибку, убивая больного пациента. Я призываю вылечить пациента, то есть реформировать систему таким образом, чтобы люди пришли на избирательные участки. Ведь, это касается и вас, уважаемые депутаты, – корректировка результатов прошедших в 2015 году муниципальных выборов на небольшой рост зарегистрированных избирателей показала, что вас выбирало столько же избирателей, сколько пришло на выборы мэра в 2013 году. И если ваша тревога о низкой явке действительная, а не мнимая, то вам необходимо создавать условия для повышения интереса избирателей к процедурам непосредственной демократии. Способствует ли этому отмена выборов – вопрос, на который, полагаю, каждый должен ответить самостоятельно...

 

Другие мои статьи по теме выборов мэра доступны здесь:

1. Разбор трех аргументов городской думы

2. Общая статья на тему выборов

3546
Ваш E-mail:

Комментарии (9)

Андрей, очень профессионально, актуальное послание, тема интересная и т.д. Есть на мой взгляд одна проблема- оно не оправданно длинное, поэтому его трудно прочитать полностью, до конца -это полноценная по размеру статья, но не как не публикация в блоге.
06.11.2016, 15:56:56 / Суховаров Игорь
Игорь, спасибо большое за обратную связь! Приятно иметь дело с конструктивным мнением. Согласен с вами. Данный материал хотел опубликовать как статью на сайте, однако по ряду причин не смог. Статья длинная действительно, но и рассчитана на экспертную целевую аудиторию. У меня будет еще один материал в течение ноября про доверие между членами представительного органа (городской думы) и горожанами –  планирую сделать его как небольшую заметку.
07.11.2016, 15:28:20 / Фурсов Андрей
То, что мэр города должен избираться всенародно, по идее должно быть понятно любому здравомыслящему человеку и без долгих объяснений. Написано, по идее правильно, но лучше, молодой человек, продолжайте писать про транспортные проблемы.
07.11.2016, 15:28:32 / Старик Козлодоев
Сама идея современного города заключена в высокой скорости сообщения между селитебной, производственными и складскими зонами. Большая концентрация трудовых и человеческих ресурсов и высокая скорость их перемещения есть альфа и омега любого Города. Как только все пересаживаются на личные автомобили это рушиться, примером, чему сегодня и является Воронеж.
07.11.2016, 22:35:19 / Игорь
Мне, как обывателю, не столь важно, каким образом будет избрано то или иное руководство. Для демократического устройства общества важно то, как работает система обратной связи с самим этим обществом. Какие есть у общества институты, способные оперативно получить мое мнение, обобщить с другими, выработать агрегированный сигнал коррекции управления принимаемых решений, а в случае, если сигал достаточно отрицательно силен, автоматически инициировать процедуру смены руководителя. Вот таких институтов у нас и нет. Это актуально. Это способно повысить эффективность всего нашего хозяйственного механизма. А то, что изложено в статье – очень запутанно на простые темы.
08.11.2016, 10:30:44 / Леонид Х
Леонид, я соглашусь с вами насчет важности обратной связи. И именно в качестве обратной связи законодательство предусматривает голосование по отзыву избранного населением главы города. Данная мера в Воронеже почти была реализована после избрания Скрынникова, то есть механизм вполне рабочий, использовать его можно. Но как только прямые выборы исчезнут, исчезнет и отзыв. Проще говоря, отмена прямых выборов мэра отменяет юридически значимую обратную связь. Конечно, можно пользоваться другими формами - писать обращения, создавать петиции и т.д., и умный мэр должен прислушиваться к голосу горожан, но юридически значимых последствий это не несет.
08.11.2016, 13:03:14 / Фурсов Андрей
Весьма удивительно, что можно как то апеллировать к механизму отзыва. Практически этот механизм реализовать не возможно. Приведу другой пример более близкий моим высказываниям и отвечающий требованиям оперативности учета мнения и реакции на него– это регистрация правонарушений ПДД при помощи видео и фото съемки и последующей пересылки в органы, которые принимают решения. Это близко к требуемому. Роль и механизмы обратной связи еще обсуждались со времен Сократа. Кстати, современный уровень развития технических средства позволяет однозначно определить: где находился избиратель в момент голосования и являлся ли он тем за кого голосует. Однако эти возможности НТП не используются. Как думается политологам, почему?
09.11.2016, 08:59:54 / Леонид Х
Россия и Воронеж в частности не может двигаться вперёд на мелкотравчатых задачах. Необходимы крупные проекты типа строительства метро или крупного логистического аэропорта или прокопать фьёрд до Чёрного моря(конечно утрирую), но для этого нужны личности в управлении городом и областью с серьёзной интеллектуальной подготовкой или хотя бы харизмой. А от послушных безмозглых ослов толку мало, ну если только водку пить и в карты с шалавами в банях играть. Люди объединяются вокруг тех кого они по настоящему уважают.
09.11.2016, 11:52:00 / Вася
Леонид Х, не знаю, вам нужно к политологам обращаться. Я - юрист. Да, я аппелирую к отзыву, потому что это единственная мера, предусмотренная законом в качестве негативной обратной связи, которая имеет правовые последствия. И да, попытки ее реализовать, близкие к успеху, в Воронеже были (Скрынникова я упомянул). Что касается видеофиксации - я не уловил связи между нарушением ПДД и обратной связью мэру. Вы хотите фиксировать на видео все его действия, или как?
09.11.2016, 16:39:33 / Фурсов Андрей
Добавить комментарий

Другие темы автора

Братские отношения Комментарии 10, 15.09.2019, 09:29:24
  Вопросы межмуниципального сотрудничества сегодня не являются приоритетными в повестке дня. Конечно, проводятся совещания на уровне различных структур, работают организации и объединения, призв...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   
Комментарии к блогам
Это точно. И не стоит уходить от сути явления. В Боровском районе порядка 4 тысячи учащихся, в том числе в самом Борове 1.6 тысячи и 2.4 тысячи в ра...
Леонид, 08.09.2019, 20:37:06
Какую-то глупость ГОСТЬ пишет. Если глупо сравнивать, то давайте отменим футбол, хоккей, шахматы и т.д. А еще и среднюю школу, прием в вузы, все госко...
mogilev_m, 28.08.2019, 13:20:01
Очень характерный прием в дискуссии: "следуя логике" автора вывести откровенную ... глупость, а потом критиковать ее, типа "аффтор дурак". Следуя логи...
mogilev_m, 28.08.2019, 13:16:48
Несомненно управлять страной в сотни раз сложнее, чем каким-нибудь предприятием или тем, что обозначается размытым термином "бизнес". И не может, как ...
, 17.08.2019, 20:39:08
"А дель всего сотню лет назад Церковь не только участвовала в заговоре против него, но и предала и забыла.",- да, в Церковь сегодня не плюёт только ле...
гость, 17.08.2019, 14:13:30
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа

Конференц-залы Воронежа

 
   

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"